Обзор The Talos Principle
Обзор The Talos Principle: философский последователь Portal
The Talos Principle – это такая игра, которая вроде бы ничего нового в себе не несет, но, тем не менее, умудряется совмещать лучшие наработки других проектов. Игра мешает головоломки от первого лица с движком Serious Sam от Croteam и сценарием Тома Джуберта (работал над The Swapper и FTL). Такое «комбо» может показаться странным – Croteam перешла с жестоких шутеров на паззлы без насилия, воспользовавшись при этом помощью не свойственных для себя авторов. Однако студия все равно смогла сделать сложную и красивую игру, которая еще и затрагивает интересные философские вопросы на тему человечества и технологий, а также ответственности за все это. При всем при этом The Talos Principle как скучная лекция по философии совершенно не воспринимается – здесь все с точностью до наоборот.
История The Talos Principle начинается с вашего появления из ниоткуда в мире с великолепной классической архитектурой – и тут же существо по имени Элохим начинает вести вас по незнакомым вам землям, показывать различные локации и при этом чуть ли не заставлять искать символы, спрятанные тут и там. Каждый символ скрыт, и чтобы его найти, нужно пробраться через кучу энергетических барьеров, причем в каждом из миров для всего этого находится свое объяснение. Однако в общем и целом вам постоянно придется сооружать сложные устройства, которые в итоге помогут открыть вам двери.
Нельзя не отметить, что The Talos Principle – достаточно долгая игра. Запуская проект подобного рода, вы ждет максимум четырех часов геймплея, однако в проекте от Croteam игровой процесс растягивается часов эдак на 30 – в зависимости от того, конечно же, насколько быстро вы решаете головоломки. Впрочем, последних здесь так много, что иногда возникает ощущение, что игра просто-напросто бесконечна. При этом загадки попадаются разные: есть скучные, но гораздо больше по-настоящему интересных, таких, на которые не жалко потратить полчаса или даже больше. Загадки здесь такие, что после их выполнения вы действительно чувствуете себя умным.
Несмотря на это, The Talos Principle цепляет именно благодаря своему исполнению, сюжету и идее, нежели качеству паззлов. Проект можно было бы сравнить с Portal от Valve, поскольку там вы тоже следуете за невидимым голосом и сталкиваетесь с машинами, однако у игры от Croteam есть довольно много больших отличий, которые делают ее уникальной и запоминающейся. Если Portal – это больше комедия, то The Talos Principle воспринимается куда более серьезно. В сердце игры лежит тайна, некий секрет, который раскрывается благодаря интересным философским дебатам на тему правил системы и того, что значит быть человеком.
Все это может звучать достаточно претенциозно – можно подумать, что игра является еще одним представителем псевдоинтеллектуальной «культуры». Но это совершенно не так, и вы начинаете понимать это при ближайшем рассмотрении проекта. Игра позволяет рассматривать достаточно сложные философские идеи и при этом не ощущать себя занудным студентом-философом. При всем при этом в The Talos Principle есть множество других замечательно реализованных элементов, очень креативных и попросту красивых, и все это воспринимается как единое целое. Именно поэтому игру можно смело выделить из и так немногочисленной братии головоломок с видом от первого лица – и потратить на нее время тоже стоит.
The Talos Principle: Обзор
Актуально для платформы: PC
Начинать разговор о The Talos Principle при любом раскладе приходится с рассуждения о том, что от студии Croteam, создавшей Serious Sam, такого ну никто не ожидал. И даже после анонса игры многие сомневались, что из нее выйдет толк. Что же получилось в итоге? Давайте разберемся.
Однажды гексагон, штатив и призма…
На первый взгляд, перед нами оказался очередной клон Portal с предсказуемой механикой — это головоломка с видом от первого лица, построенная на взаимодействии героя с предметами окружения. К тому же сами эти предметы очень напоминают вещи, которые можно было встретить в свое время на просторах Aperture Science: кубы (которые здесь называют гексаэдрами), плиты, поля анти-экспроприации, силовые поля и многое другое.
Работает это все по уже знакомым схемам: на куб можно запрыгнуть или положить его на плиту, чтобы ее активировать, силовые поля не дают пройти, а фиолетовые поля анти-экспроприации просто мешают пронести предметы на другую сторону. Хотя новые элементы тут тоже есть, например деактиватор — штука, напоминающая кинокамеру на штативе, выключающая любое оборудование, на которое она направлена. Или призма, умеющая перенаправлять лазерные лучи из одного источника в несколько приемников.
Целью каждой загадки является приобретение фигурки, так называемого сигила. Как только игрок набирает определенное количество этих штуковин определенного цвета, он может (и даже должен) их потратить на получение доступа к новым уровням (всего есть три зоны, откуда можно отправляться решать загадки) или к новым устройствам (изначально в нашем распоряжении есть только деактиватор; остальные гаджеты открываются по мере прохождения). А вот на что тратятся красные сигилы и собираемые с огромным трудом звезды, я говорить не буду. Ибо спойлер.
Сразу предупреждаем, что головоломок в игре много. На преодоление основной сюжетной линии, для которой потребуются только сигилы, уйдет 20 — 25 часов. Если начать гоняться за звездами, то можно смело прибавить еще часов этак пять.
Хорошо ли это? Сказать однозначно сложно. С одной стороны, такое количество головоломок обеспечивает достаточную продолжительность прохождения, чтобы после его окончания уже не хотелось добавки. С другой — при таком раскладе явно страдает качество самих задачек: то они слишком однообразные, то попадется такая, которую вроде и решил, но как будто не так, как задумывали разработчики.
Зато радует то, что раскиданы все эти многочисленные головоломки по трем мирам-хабам, в каждом из которых присутствует своя собственная стилистика: начинается все на развалинах Древней Греции, затем вы попадаете в не менее разваленный Египет, а заканчиваете в окружении европейских замков.
Античные андроиды и древнеегипетские овцы
И по всем этим локациям разбросаны компьютерные терминалы, через которые игроку будет скармливаться сюжет. А точнее, разнообразные документы из прошлого разной степени давности. Будут встречаться здесь и цитаты из рассуждений античных философов (не всегда, впрочем, реальные), выдержки из каких-то блогов и даже чатов, где собеседники могут говорить о самых неожиданных вещах.
С помощью этих же терминалов мы будем общаться с единственным «интерактивным» персонажем — программой-библиотекарем, склонной к философским измышлениям и формулированию странных и неоднозначных вопросов.
Изучать это все приятно и интересно: нам дают повод и задуматься, и посмеяться, к тому же переведены на русский тексты весьма адекватно. В принципе, никто не заставляет ни читать их, ни говорить со странным библиотекарем и поддаваться или не поддаваться на его провокации. Преспокойно можно играть просто как в череду головоломок под напутствия пафосного голоса свыше.
Провожают по одежке
Последнее и самое субъективное — это разговор о том, как игра выглядит и звучит. Здесь все неплохо, да и откровенно ругать The Talos Principle не за что — и музыка, и звуки, и графика вполне успешно создают необходимую атмосферу и настроение.
А любые претензии к текстурам и моделям легко объясняются тем, что Serious Engine изначально создавался для отрисовки больших локаций с довольно простой архитектурой, чтобы по ним бегали тысячи врагов самых разных мастей, а посреди всего этого на сверхзвуковой скорости носился игрок, не особо всматривающийся в текстурки, модельки и остальное. Ибо некогда. А в неспешной адвенчуре как раз таки есть время на то, чтобы неспешно разглядеть каждый угол локации и изучить каждый огрех. Особенно когда не можешь осилить очередную головоломку.
И тем не менее, несмотря на всю ту критику, что была высказана выше, The Talos Principle — отличная игра, стоящая и своих денег, и того времени, которое займет у вас ее прохождение. Особенно если жанр головоломок от первого лица вам по душе, а перепроходить обе Portal в пятидесятый раз уже надоело.
Плюсы: множество загадок; неплохой сюжет с интересными идеями; огромное количество секретов и пасхалок.
Минусы: из-за однообразия задачек есть ощущение затянутости; небольшие изъяны в дизайне уровней.
Лучшая со времен Portal. Рецензия на The Talos Principle
Близкие по духу
Выход демоверсии TheTalos Principle многих вогнал в изумление: как студия, пятнадцать лет не выпускавшая ничего, кроме новых частей и ответвлений шутера Serious Sam, умудрилась создать тонкую философскую головоломку, где нет ни одной драки, зато есть больше сотни заковыристых задачек?
Ларчик открывался просто: хорваты из Croteam привлекли к разработке звезд инди-сцены, Тома Джуберта, автора сценария The Swapper, и Йонаса Киратзеса, создателя нескольких приятных арт-игр вроде The Sea Will Claim Everything. От них The Talos Principle достались дизайн головоломок, сюжет и тексты, от Croteam — движок и знакомые по Serious Sam греческие и египетские развалины.
А косвенно во всем этом поучаствовали Айзек Азимов, Филипп Киндред Дик, древнегреческие философы и даже Фредди Меркьюри со его риторическим Who wants to live forever?.
Запретный плод
Вы оказываетесь в залитых солнцем древнегреческих развалинах. Голос с небес возвещает, что имя ему Элохим, и предлагает войти в его храм. Вскоре выясняется, что если это и Древняя Греция, то очень странная — среди полуразрушенных колонн и анфилад парят странные механизмы, похожие на помесь мины с колобком. А где-то светят лазером пулеметные турели.
Мы явно оказались в каком-то испытательном комплексе. Здесь есть множество порталов, ведущих в разные тематические миры: помимо Древней Греции можно попасть в не менее Древний Египет и средневековую Европу. Но и там все то же — никаких врагов, NPC и лишних разговоров. Никакого Ментала, в конце концов. Только странные механизмы, турели да живописные развалины.
Элохим отдает все это в ваше распоряжение. Дескать, изучай, исследуй, но только «НИКОГДА НЕ ЗАХОДИ В ВЫСОКУЮ БАШНЮ, ИБО В НЕЙ ПОГИБЕЛЬ ТВОЯ И ВСЕГО РОДА ТВОЕГО». Понятно, что после такого предостережения первым делом появляется желание проникнуть внутрь. Сказывается человеческая природа с ее духом противоречия и любопытства, погубившая еще Адама и Еву.
Собственно, главная задача к этому и сводится — добраться до башни и узнать ее секреты. А для этого придется решать задачки и собирать фигурки тетрамино. Собрав достаточно, мы проходим простенькую мини-игру и получаем доступ к новым мирам и новым возможностям, а в конечном итоге и к запретному плоду. То бишь к башне.
Загадки Элохима
Вышеупомянутые механизмы всячески пытаются не пустить нас к очередной фигурке, но сражаться с ними не придется. Они-то вас убить могут, а вы их — нет. Турели обстреливают все, что оказывается в зоне поражения, а механические «колобки», патрулирующие территорию, взрываются, если подойти к ним слишком близко. Простая задача избежать стычек с машинами складывается в разные пространственные головоломки.
Впрочем, поначалу слово «разные» выглядит излишним комплиментом. Первые минут двадцать мы привыкаем к основам и, по сути, занимаемся одним и тем же: с помощью специального деактиватора отключаем турели, обесточиваем дронов и открываем энергетические двери, за которыми лежат ключи к дверям железным, другой деактиватор или заветная фигурка тетрамино.
Но скоро становится интереснее. Вам выдают коннектор, с помощью которого нужно соединять лазерные лучи разного цвета и открывать те же двери. Тут уже приходится комбинировать два устройства, натравливать турели на дронов, стараться сделать так, чтобы красные и синие лучи не пересекались, и блокировать (или стараться прошмыгнуть мимо) механических «колобков», которые тоже могут оказаться на пути лазера.
Возможности открываются постепенно, и чем дальше, тем изобретательнее механики наслаиваются друг на друга. Чтобы решить очередную задачку, зачастую приходится и с коварными механизмами в прятки играть, и перетаскивать кубы, перекидывать их через пол-уровня, отправлять себя в неуправляемый полет с помощью воздушного трамплина (его еще надо сперва соорудить в нужном месте). Однажды вы научитесь записывать свои действия и проходить уровень в кооперативе с самим собой из прошлого — почти как на некоторых уровнях Braid и отчасти в пресловутой The Swapper.
Это настоящее раздолье для экспериментов, фантазии и тренировки пространственного и логического мышления. С какого-то момента The Talos Principle начинает держать на пределе: остается достаточно сложной, чтобы вы ощущали себя умным, но не настолько, чтобы хотелось взять и все бросить. Если станет совсем туго, есть система подсказок, но работает она хитро: чтобы получить доступ к советам, придется решить несколько других задачек. Но благодаря отличному дизайну находить решения в The Talos Principle — это почти всегда интересно.
Что им все-таки снится?
В Portal решение головоломок разбавлялось юмором и общением с запоминающимися персонажами во главе с GLaDOS. В The Talos Principle тоже есть разговорчивый разумный компьютер, но здесь вам будет не до смеха. Игра действительно поднимает серьезные философские темы.
Само ее название уже говорит о многом. Талос в древнегреческих мифах — отлитый из бронзы гигантский воин, которого Зевс послал охранять остров Крит. По одной из версий легенды об аргонавтах, погубила его Медея, которая пообещала (и обманула!) гиганту бессмертие. Отсюда вытекают основные, тесно связанные друг с другом темы игры — богоборчество, проблема разумности искусственного интеллекта и его желание не просто продлить свое существование, как того хотели смутьяны в «Бегущем по лезвию», а жить вечно.
Мы уже обмолвились, что жгучее богоборческое желание посетить таинственную башню вызвано самой человеческой природой. Парадокс в том, что играем-то мы как раз не за человека, а за андроида, которого, судя по всему, и создал местный Элохим.
Способен ли робот иметь человеческие чувства, страдать, любить и спорить, могут ли у него быть собственные мысли и воспоминания, уверен ли человек, что он сам — не машина? Авторы поднимают эти вопросы вслед за Айзеком Азимовым и Филиппом Диком, но раскрывают их по-своему, оригинально и занимательно, подмешивая во все это античную философию и размышления о смысле жизни, предназначении и поиске своего «я».
Суть истории The Talos Principle, ее подоплека, несколько оторвана от геймплея. Чтобы оценить всю ее тонкость, нужно отвлекаться от задачек, читать развешанные то тут, то там записки, искать дневники и заглядывать в терминалы — они есть почти на каждом уровне.
Но качество и подача текстов того стоят. В местном компьютере вас ждет пусть не такой активный, как GLaDOS, но ничуть не менее интересный «кремниевый» собеседник — распорядитель местной электронной библиотеки. Именно он выступает в качестве змея-искусителя в этом виртуальном раю: своими расспросами, рассказами, цитатами из философов он разжигает сомнения в необходимости следовать указаниям Элохима, провоцирует наше любопытство, да и вообще заставляет думать и размышлять.
The Talos Principle — это лучшее, что случалось с жанром со времен Portal и Antichamber. Она услаждает глаз и слух, помогает самообразованию и побуждает шевелить мозгами — во всех направлениях. Наконец, она дает богатую пищу для размышлений на тему «Тварь ли я дрожащая или право имею?».
И все-таки — снятся ли андроидам электроовцы?
Обзор The Talos Principle
The Talos Principle – игра-загадка.
The Talos Principle – игра-загадка. Поражая своей красотой, она заманивает ничего не подозревающих добровольцев в свои сети, опутывает с ног до головы и отправляет в далекое путешествие, полное тяжких испытаний и неожиданных открытий. Трудно было даже предположить, что разработчики развеселого шутера Serious Sam способны взять на себя ношу не только массовиков-затейников, но и, не побоюсь этого слова, просветителей. Для этого, в помощь был зазван талантливый сценарист Том Жюбер, работавший над трилогией Penumbra и автор сюжета The Swapper.
Все начинается без каких-либо разъяснений и предысторий. Откуда-то издалека раздается громовой голос невидимого Элохима («Бог» в переводе с иврита), по-отечески тепло приветствующего пробудившегося ото сна главного героя – тщедушного человекообразного робота. Он оказывается в причудливом, живописном саду: освещаемые ярким солнцем, со всех сторон его окружают поросшие густой травой древнеримские руины и античные статуи, мирно соседствующие с футуристическими технологиями. И вот первые препятствия: силовые барьеры, парящие в воздухе мины и смертоносные пулеметы, закрепленные на стенах. Что это? Кто это создал? Еще рано задаваться этими вопросами. Покамест в качестве главного орудия труда выступает похожий на старинную кинокамеру аппарат, с помощью электромагнитного луча нейтрализующий любые опасности и преграды. Решение обучающих задач дается легко. Но это лишь только начало…
Во многом благодаря чувству, будто над тобой проводят эксперимент по тренировке логического мышления, первые ассоциации отсылают к шедевру студии Valve – Portal. С изобразительной стороны, The Talos Principle уходит от стерильной обстановки хай-тек лабораторий, взамен преподнося красочный сочный мир, в котором бок о бок сосуществуют три разные исторические эпохи. Помимо уже упомянутого Древнего Рима (в игре именуемого – «земля руин»), присутствует Древний Египет («земля смерти») с его величественными пирамидами, гробницами и горами песка, а также «мир веры» – фантазия на тему средневековой Европы. Попасть в один из миров можно через храмы – своеобразные порталы или «хабы», которые соединены системой лифтов, ведущих в конечном итоге к гигантской черной башне, уходящей высоко за облака. Мудрый голос Элохима заранее предупреждает нерадивого робота остерегаться башни, но подчиниться или ослушаться – решать игроку. Структура игры нелинейная, и лишь определенные объективные причины могут помешать беспрепятственному перемещению в пространстве. Это, пожалуй, коренное отличие между творением студии Croteam и именитым конкурентом в лице Portal, где разработчики выбрали четкий, последовательный метод подачи сюжета и геймплея.
Для открытия новых локаций необходимы особые геометрические фигуры, которые напоминают формы из Тетриса. Каждая из них спрятана на многочисленных аренах-головоломках. Баланс сложности довольно гибкий, и никто не будет мучить игрока, попавшего в тупик. Другое дело, никаких подсказок тоже нет. Изучение и самосовершенствование – вот основы здешней системы. В начале ощущаешь себя беззащитным и брошенным на произвол судьбы в незнакомом месте. Все кажется непонятным, а первые успехи воспринимаются с безмерной радостью. По мере прохождения, опыт будет накапливаться не у виртуального персонажа, а у самого играющего, и реализация данного сложного психологического и интеллектуального процесса выполнена на поистине гроссмейстерском уровне. Сами же паззлы, хоть и не блещут инновациями, но по степени продуманности практически не имеют достойных аналогов среди современных игр. В одну коллекцию собраны уже относительно знакомые хитрости с передвижением ящиков, переключением рубильников, объединением лучей в одну непрерывную цепь, записью «двойника» повторяющим действия игрока и так далее. В общей сложности, в The Talos Principle более ста уникальных заданий и ни одно нельзя назвать лишним или неинтересным. Зачастую, от успешно приложенных умственных усилий получаешь не только чувство удовлетворения, но и чисто эстетическое удовольствие. Некоторые местные головоломки, в завершенном состоянии, напоминают произведения искусства. Представьте лазерные установки, парящие в воздухе, создающие запутанные системы разноцветных лучей, бьющие на огромные расстояния и, в конце, просачивающиеся через проем размером со слуховое окошко.
Когда же игрок устанет ломать себе голову, он всегда может отправиться на прогулку полюбоваться завораживающими пейзажами, а также поискать секреты и… Правду. Как бы забавно это не звучало, поиски истины – одна первоочередных целей игры. После нескольких часов упражнений для ума, невольно начинаешь задаваться вопросом – а к чему собственно это все ведет? И каково же удивление, когда в один прекрасный момент, с другой стороны бездушного экрана, Некто спрашивает то же самое. Слоняясь по мирам, игрок, то тут, то там, находит загадочные компьютерные терминалы. Они играют ключевую роль в подаче сюжета, который придется собирать буквально по крупицам информации: через изобилующие намеками сообщения, оставленные группой ученых, их личную переписку, притчи и прочие архивные записи. Но самая любопытная часть начинается, когда компьютер вступает в прямой диалог с игроком. Здесь, как в заправских RPG вольно самому выбирать варианты ответа на различные каверзные реплики и вопросы искусственного интеллекта. Некоторые из них заставляют всерьез задуматься. Проект необычным образом превращается из сборника паззлов в настоящее философское размышление. Поднимаются темы происхождения мира, природы человека, смысла жизни, предназначения, реального и нереального, правды и лжи. Причем делается это весьма ненавязчиво, как бы необязательно. Вроде, маленькому роботу можно про такое и не знать, и не читать. На вопрос въедливого компьютера о совести, можно ответить нечто вроде: «лягушки – тоже люди» и преспокойно бежать развлекаться в потешных лабиринтах бесконечных загадок, как собачка, виляя хвостом, принимая бурную похвалу Элохима. Все зависит от игрока – хочет ли он узнать, что стоит за окружающим его миром или же просто пребывать в блаженном незнании. В принципе, на высокую итоговую оценку игры, это вряд ли повлияет и именно в этом и кроется суть The Talos Principle. Все мы живем в одной вселенной, все равны, все счастливы одинаково, нас отличает лишь то, насколько глубоко мы стремимся познать первопричины нашего бытия. Что мы? Из чего мы? Ради чего? Что было в начале?
Все игры
Рецензия на игру The Talos Principle
Еще до релиза The Talos Principle прослыла чем-то вроде новой Portal. Хорватская Croteam, 15 лет исправно клепавшая шутеры про Крутого Сэма, вдруг решила конкурировать с игрой, перевернувшей наши представления о жанре пазлов. Вопреки своей «легкомысленной» репутации, хорваты явно были настроены серьезно и даже позвали на помощь двух звезд инди-сцены: Тома Жубера (Penumbra, FTL, The Swapper) и Йонаса Киратзеса (Infinite Ocean, The Sea Will Claim Everything). В итоге, как ни сложно в это поверить, у них и в самом деле получилась игра не хуже Portal.
Хитрый план
Portal в свое время продемонстрировала, как довольно простая (но от этого не менее гениальная) идея с порталами обретает сложность и разнообразие, попадая в живую игру. Для многих Portalстала не просто серией головоломок, а чередой приятных сюрпризов: «Ого, тут и такое бывает?» Вместо того чтобы постепенно вводить в игру все новые и новые элементы, авторы ограничилась только концепцией порталов, но это не помешало им удивлять игрока снова и снова. И хотя в The Talos Principle больше элементов, чем в Portal, обе эти игры работают по схожим принципам. Croteam быстро выкладывает карты на стол и ничего не прячет в рукавах. Никакого трюкачества, только мастерство.
Скриншоты 6
Каждый пазл The Talos Principle — это отдельный полигон. Наша задача — изучить механизмы, которые там находятся, и понять, как с их помощью открыть ворота, ведущие к следующему полигону. Инструментарий героя невелик. «Глушилки» выводят из строя силовые поля, турели и прочую технику. Призмы перенаправляют лазерные лучи, которые активизируют всякие переключатели. Вентиляторы помогают передвигать объекты. Наконец, кубы удерживают напольные кнопки в нажатом положении и служат подставками для любителей перелезать через заборы.
Игра быстро раскачивается и заставляет как следует напрячь серое вещество уже после нескольких пазлов. Вопрос «что делать?» не возникает почти никогда — ты заходишь в комнату и сразу понимаешь, что к чему: сюда надо направить луч, здесь зажать кнопку и так далее. Но вот как это сделать — та еще шарада. Например, некоторые устройства иногда нужно использовать не по назначению — кто бы мог подумать, что лопасти вентилятора можно открепить и положить на переключатель в качестве груза!
«Обычные» пазлы, составляющие сюжетную линию, сложны, но не слишком. Зачастую решение приходит ровно в тот момент, когда ты уже готов биться головой об стену, словно авторы специально ждали этого момента. Если же пазл действительно не дается, можно пойти в другую зону и решить другую задачку — игра нелинейна. Если же, наоборот, головоломки кажутся слишком простыми, можно взяться за усложненные загадки, где помимо продвижения из локации в локацию надо еще и собирать специальные звезды. Тут игра действительно плавит мозг: придется не только искать тайные переключатели, но и думать, как заставить элементы разных локаций взаимодействовать между собой. И параллельно со всем этим еще и зачастую скрываться от огня турелей. Хорошо все-таки, что «звездный» режим опционален!
Запуская The Talos Principle, ожидаешь, что игра закончится через пару вечеров, как та же Portalили Antichamber . На практике же игра уверенно перемахивает отметку в 10 часов и даже не думает на этом заканчиваться — хронометраж приближается к 20 часам. К сожалению, это иногда сказывается на качестве пазлов — вместо новых головоломок Croteam периодически подкидывает просто вариации задачек, которые ты уже решал. Но это, пожалуй, единственная претензия, которая у меня есть к ее головоломкам.
Пазл в пазле
Магия The Talos Principle не сводится к одним только пазлам: игра предлагает поломать голову еще и над своим сюжетом — как раз для этого Croteam и пригласила Жубера и Киратзеса. Хотя авторы и прибегают здесь к избитому приему с амнезией — герой появляется в непонятном мире и начинает выполнять указания некоего голоса сверху, — интрига все равно работает. Дело и в личности героя, и в окружающем мире, и в бестелесном голосе — The Talos Principle мастерски манипулирует деталями, и ты снова и снова задаешься вопросом: «Что же тут происходит?».
Я рискую зайти на опасную территорию спойлеров, поэтому ограничусь лишь намеками. Почти все, что вы увидите в The Talos Principle окажется не тем, чем кажется на первый взгляд. Когда главный герой впервые тянется к терминалу, и в кадр попадают его руки, ты понимаешь, что тут что-то не так — игра при этом молчит. Почему футуристические турели, силовые поля и терминалы оказались в антураже античного мира? Реально ли происходящее вокруг, или мы попали в аналог Матрицы? Если так, то чего хочет обладатель закадрового голоса и почему мы должны его слушаться? Игра быстро трансформируется из простого «наследника Portal» в размышление о природе бытия и человеческой воли, ловко вплетая в повествование мотивы из библейской истории об Адаме и Еве.
По сути, секрет мира The Talos Principle — это метапазл, скрепляющий все остальные головоломки на пути героя. Именно он дает дополнительную мотивацию идти вперед и не сдаваться перед сложными испытаниями. Да, порой ты уже готов отчаяться, но любопытство всегда берет верх. И Croteam грамотно подогревает это любопытство все новыми вопросами и ответами. Каждый новый терминал с архивами информации и перепиской таинственных персонажей будто говорит тебе, что все испытания были пройдены не зря, но, говоря языком другой игры, принцесса находится в другом замке — надо продолжать движение.
***
The Talos Principle была бы вполне достойной игрой и без сюжетных фокусов. Она заставляет включить голову, но не перебарщивает со сложностью, ее ритм выверен, и плюнуть и махнуть рукой не получается при всем желании. Запустить ее стоит хотя бы ради тех моментов, когда ты, перепробовав, казалось бы, все решения, наконец-то находишь правильное. Как это и бывает с лучшими играми-пазлами, в голове у тебя что-то щелкает, и ты восклицаешь: «Как же я раньше не догадался?!».
Однако поклонникам высоких материй The Talos Principle доставит дополнительное удовольствие. Пусть авторы и используют здесь знакомую палитру, им все же удалось написать увлекательное полотно, которое также заставляет включить голову — на сей раз уже в философском ключе. Жаль только, что без логотипа Valve в заставке игра вряд ли найдет настолько же широкую аудиторию, как Portal.