22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обзор Stronghold Crusader 2

Stronghold: Crusader II: Обзор

Несмотря на столь печальный исход всех экспериментов с серией, Firefly Studios своих попыток войти дважды в одну реку не оставила и выдала Stronghold Crusader 2 — как понятно из названия, это идейный наследник того самого «Крестоносца», что принес серии всемирную известность. Обещали, как всегда, кучу приятных плюшек, стараясь угодить в первую очередь тем, кто возвел и разрушил не одну сотню замков в поисках Гроба Господня (или, наоборот, защищая Святую землю от иноземных захватчиков), и одновременно с этим привнести что-то новое в давно застоявшийся жанр градостроительных симуляторов.

Обещания обещаниями — все мы знаем, что подобные увещевания в надежде заманить как можно больше игроков зачастую оказываются лишь словами, которые имеют мало общего с истинным положением дел. Сомнений добавлял и тот факт, что Firefly Studios, по сути, компания одного проекта — после Crusader достойных творений за ней не числилось. С другой стороны, на фоне отсутствия хоть какой-то альтернативы обычный ремейк с симпатичной графикой и отсутствием багов уже можно было бы назвать неплохим результатом — все равно подобных проектов сейчас не найти.

Ах, как хочется вернуться…

Ожидалось, что авторы всячески будут эксплуатировать чувства ностальгирующих поклонников оригинала. Так и вышло — несмотря на переход от спрайтовой графики к полноценной трехмерной картинке, дизайн построек и общие принципы игрового процесса остались теми же. Лорд на главной башне, крестьяне, греющиеся у костра в ожидании направления на работу, те же самые амбар и склад с кучей припасов, шут, бегающий среди домов… Такой вот нехитрый способ выжать скупую слезу за воспоминанием всех тех часов, проведенных за постройкой сотен крепостей среди негостеприимных арабских пустынь.

Как и в любом уважающем себя градостроительном симуляторе, игра держится на двух столпах — привлекательности города для его жителей и производстве ресурсов. Чтобы привести свое поселение к процветанию, необходимо найти баланс между этими факторами. Какой толк от того, что амбары ломятся от провизии, если крестьяне бегут из города из-за высоких налогов и отсутствия развлечений? И наоборот — млеющее от превосходных условий население, забывшее о том, когда последний раз брало в руки мотыгу или топор, быстро падет жертвой диких животных, стихийных бедствий или своих сородичей из соседнего города, не забывающих о том, что человек человеку волк.

Никуда не делись и производственные цепочки: хлеб попадает на стол не прямиком с поля — сначала надо собрать пшеницу, отнести зерно на мельницу, помолоть там муку и отправить ее в пекарню, где, наконец, выпекут очередной румяный каравай. Правильно спроектировать будущую ресурсную сеть, чтобы одни производственные здания не простаивали впустую, а другие не заваливали склад излишками продукции, — одна из многих задач здешнего средневекового правителя. Нельзя забывать и о логистике: единственная пивоварня где-нибудь на окраине города приведет к тому, что пиво будет доходить до жаждущих выпивки слишком долго; плотная застройка тоже имеет свои минусы — внезапно возникший пожар может с легкостью уничтожить все труды разом.

По-прежнему актуальна проблема крепостных стен — слишком большой периметр худо-бедно защитит всех, но не спасет от сконцентрированного прорыва на узком участке, а мощные стены лишь вокруг центра города грозят потерями от постоянных набегов на остальную часть поселения.

Конечно же, вся эта возня с добычей ресурсов, производством и выполнением прихотей населения нужна только для того, чтобы вооружить вчерашних крестьян различным острым железом и разнести по кирпичику крепость соседа.

Здесь тоже не обходится без производственных цепочек: наши бойцы — бывшие крестьяне, латы и оружие не берутся в казармах ниоткуда, их тоже следует заранее выковать из железа, добытого на рудниках. Не будет прироста населения — не будет и солдат, а что произойдет в случае отсутствия армии, объяснять, наверное, не стоит.

Хотим мира — готовимся к войне: возводим башни для лучников, ставим на стены чаны с кипящей смолой и жаровни с углями. Осады замков мало чем отличаются от оригинальной Crusader, разве что стены теперь разваливаются по всем законам физики. Стрелки выкашивают защитников со стен и башен, тяжелая пехота ломает ворота с помощью тарана, а обороняющаяся сторона тоже не дремлет: внезапная вылазка может свести на нет тщательно спланированную операцию.

Для заядлых пацифистов имеется режим «песочницы», где на карте нет врагов, а из опасностей только дикие звери да стихийные бедствия, но выглядит он откровенно скучно — больно уж скудно представлена мирная жизнь поселения.

Милорд, нашу игру пожрал долгоносик!

Не зря описание второй части так сильно напоминает первого «Крестоносца» — с новыми идеями у разработчиков большие проблемы. Почти все изменения заключаются в урезании контента оригинала и переводе того, что осталось, на новый движок. Потребности населения выглядят не совсем логично — к примеру, церковь лишь одного вида, да и та нужна только для удовлетворения потребности в молитве, на которую тратятся… свечи. Почему убрали столь милую сердцу любого феодала систему «кнута и пряника»? Напомню, в первой части был целый подкласс строений, влияющих на счастье населения, — сады, статуи и прочие бесполезные украшательства. Как противовес им имелись виселицы, дыбы, позорные столбы — все эти непременные атрибуты мрачного Средневековья, благодаря которым крестьяне и думать забывали об отдыхе (суть идеи «пятилетку за три года» придумали вовсе не коммунисты). Почему все это вдруг стало лишним для градостроительного симулятора?

Геймплей это никак не обогатило, а возможности для отыгрыша властителя средневекового городка практически исчезли. Едва ли не вся прелесть подобных стратегий заключается в возможности в подробностях рассмотреть повседневную жизнь своих подданных: вот молочник ухаживает за стадом, там мельник, спешащий на склад, задержался в саду, чтобы полюбоваться красивой статуей, а здесь дети играют во дворе дома… В Crusader 2 от всего этого почти ничего не осталось — жители теперь совсем не похожи на настоящих людей, а представляют собой лишь инструмент очистки всей карты от врагов.

Зачем-то создатели избавились от полноценной статистики, позволяющей планировать развитие города: вся информация теперь умещается в паре строчек на экране цитадели да кусочке интерфейса с указанием количества жителей и их потребностей.

Добавьте ко всему этому общую недоделанность игры (будто перед нами не полноценный релиз, а альфа-версия в раннем доступе), ужасную по современным меркам графику, убогую озвучку (по крайней мере в русской локализации), примитивный ИИ… В целом все выглядит скорее как поделка уровня любительской сборки на Unity, нежели работа авторов того самого «Крестоносца».

Единственное вменяемое оправдание всех этих непотребств, что сотворили с игрой разработчики, — классическое «они хотели как лучше». Видимо, ориентация была в первую очередь на мультиплеер, поэтому и убраны «лишние» с точки зрения соревновательного геймплея элементы, а менеджмент поселения сведен к минимуму. С другой стороны, а где же в таком случае развитие военной составляющей? Новых «юнитов» мало, отсутствует микроменеджмент армии, уникальные умения у отдельных бойцов присутствуют, но обнаружить их можно только методом «тыка». Где приятная глазу графика и удобный интерфейс, в конце концов? Кучу мельтешащих тел, слившихся в одно пятно, никак нельзя назвать красочным сражением, а ведь именно так здесь выглядит любой бой. Радует лишь то, что битвы столь же динамичны, как и прежде, особенно на картах с большим количеством противников.

Читать еще:  The Sims 4 - Гайд по дополнению «Приключения в джунглях»

И это, пожалуй, единственное достоинство Crusader 2. В остальном вторая часть не выдерживает никакого сравнения с оригиналом (к слову, тоже не лишенным недостатков). Тем, кто снова хочет окунуться в атмосферу Средневековья, лучше обзавестись HD-переизданием, нежели платить за откровенную халтуру.

Плюсы: динамичные сражения по Сети.
Минусы: скудность контента; интерфейс и графика устарели на десяток лет; баги.

Обзор Stronghold Crusader 2

Градостроительную серию Stronghold последние лет эдак десять принято тихонько оплакивать, вспоминая былой восторг от первой части и глядя на то, чем Firefly Studios потчуют фанатов теперь.

Сами посудите: Stronghold 2 — трехмерное сборище программных ошибок, а фэнтезийный спин-офф Legends и вовсе попытался распрощаться с экономическим аспектом в пользу кровавых баталий. О вышедшем в 2011 году продолжении и говорить нечего, ибо одного взгляда на Metascore третьей игры достаточно, чтобы понять, как плохи дела. Где-то в промежутке была еще вариация «Веселой фермы» с подзаголовком Kingdoms, но едва ли ее можно считать за полноценного наследника. С таким набором ценителям классической механики франчайза только и оставалось, что довольствоваться HD-переизданиями любимой игры и ее аддона, Crusader.

И вот же чудо! Очередное заявление разработчиков о намерении вернуть себе пальму первенства, сделав Stronghold Crusader 2. Шире, лучше, круче, больше! Несмотря на подорванное доверие, сиквел разлетелся огромным количеством предзаказов по библиотекам пользователей, затаивших дыхание в преддверии возвращения короля. Свершилось? Ну, как сказать.

Когда запускаешь игру в первый раз, ощущения двоякие. Вступительный ролик словно бы сделан на заре века, а нарисованное и бедно анимированное главное меню навевает не самые приятные подозрения. Зато выбор-то какой, ого-го! Тут и цикл обучающих миссий, и вводные кампании о крестовых походах на Ближнем Востоке, и боевые сценарии, и простая песочница — короче говоря, все для того, чтобы выжать максимум из геймплея.

А геймплей-то вот в чем: из горстки вверенных крестьян, толпящихся у стен одинокого здания, игроку нужно вырастить настоящую инфраструктуру — достаточно дееспособную, чтобы самому держаться на плаву, и достаточно мощную, чтобы еще при этом врага одолеть. Подниматься с колен предстоит за счет строительства необходимых предприятий, добычи ресурсов и постоянного контроля рациона и налогов. Попутно собирается армия, отправляется к твердыне неприятеля и методично пробивает себе путь к победе. Звучит, ясное дело, отлично. Играется тоже вполне неплохо. Проблема лишь в том, что точно те же слова отлично описывают оригинальную Crusader 2002 года.

Да, здесь новизна получаемых эмоций дает сбой. Минут через 10 после начала понимаешь, что где-то все это уже видел, а еще через пару мгновений калька с первой Stronghold видна невооруженным глазом. Процесс идентичен до последней мелочи, от расстановки зданий до контроля то и дело рвущих когти крестьян. Конечно, верность традициям и возвращение к истокам — это круто, но хотелось бы чего-нибудь посвежее, что ли.

Впрочем, отличий тут тоже хватает. Нет, не потому, что их много — а потому, что они либо не нужны, либо очень желанны, но реализованы так, что лучше бы все оставалось как прежде.

Так, например, очевидной деталью стал переход игры в полное 3D. И правда, обмана никакого: знакомые по первой части домики, башенки и хижины аккуратно перенесены в честный объем и теперь отбрасывают динамические тени на мягкую шейдерную водичку. Камеру можно всячески крутить вокруг трехмерных человечков — и даже приближать, чтобы… М-м, нет, приближать лучше не стоит. Малейшее намерение спуститься с небес на землю моментально рушит визуальный шарм, обнажая модели уровня чуть ли не Stronghold 2, прикрытые симпатичными спецэффектами. Лучше забыть, какой на дворе год, остаться на стандартном масштабе и перейти к следующему пункту. Мы ведь тут все-таки со стратегией дело имеем.

Попытки собственно поиграть в Stronghold Crusader 2 знакомят нас с еще одним нововведением — тем самым «улучшенным искусственным интеллектом». Любой режим (не считая Sandbox) рано или поздно подгоняет под наши стены войско противника, от которого, ясное дело, нужно отбиваться. Пф, раз плюнуть! Ведь на сторожевых башнях есть лучники, которые… уже смиренно пали от вражьих стрел, так и не открыв огонь. Ладно, план Б. Выводим свеженький отряд копейщиков за стены крепости и даем отпор недругу! Погодите, куда вы? Зачем вы гонитесь за этим львом? Почему враги жгут друг друга? Для чего имам благословляет масляные лужи?!

Примерно такой спектр вопросов провоцирует поведение местного AI. Юниты самым непредсказуемым образом реагируют на приказы, выбирают самые нелепые и опасные маршруты, атакуют по известным только им тактикам — буквально делают все, чтобы вывести своего лорда из себя. Поэтому готовьтесь к тому, что в ваше отсутствие осадный отряд будет увлеченно скрести носом по крепости врага, а когда обнаружится очередная неполадка в рядах подчиненных, раздавать приказы будет уже некому. Трагично, если не сказать больше.

К сожалению, на этом список гадостей не заканчивается. С другой же стороны, после вышеупомянутых прорех они не кажутся такими кошмарными. Уже не хочется раздувать проблему из неоправданно долгих загрузок, пропадающего интерфейса, сомнительной оптимизации, периодических вылетов, копеечного дизайна — и целого вороха других мелочей. Неприятных сюрпризов в игре не счесть, но многие из них скорее из разряда вещей, которые можно подправить патчами, и упоминания не стоят. Ну, разве что старожилам серии предстоит с ужасом обнаружить пропажу внушительной доли боевых единиц. Стоило ожидать, не так ли?

Теперь самое странное — даже в таких диких условиях играть интересно. Да-да, парадокс: в какой-то момент тьма допущений и промахов отходит на второй план, позволяя всему этому великолепию работать. Тут-то и обнаруживаешь, что от игры получаешь неподдельное удовольствие, выстраивая свою крепость, выращивая скот для своих подданных и тщательно планируя следующее наступление на соседний форпост, пока при дворе орудуют воры, а фермеры сетуют на саранчу. Без багов Crusader 2 превращается в правильную и умеренно сложную стратегию, в которой по случаю не стыдно провести вечер-другой. Видимо, запал оригинала все еще дает о себе знать и на покой не собирается.

Так что же в итоге? Хорошая ли это игра? Все зависит от того, как вы провели начало 2000-х. Фанатов может и увлечь по старой любви, которой никакие баги не преграда. Для остальных же любителей жанра Stronghold Crusader 2 — посредственная стратегия, найти более качественную замену которой уж точно труда не составит.

Обзор Stronghold Crusader 2

Stronghold: Crusader 2 одним махом стирает временные границы: уже через тридцать минут после стартового свистка я ощущаю себя десятилетним школьником: защитные стены окружили печенеги, в городе разруха, голод и революция, народ массово эмигрирует в теплые края, а последнее пастбище заросло костями давно съеденных животных. Счастье.

Читать еще:  Прохождение игр - раздел посвященный публикациям прохождения игр.

И твои стены тоже

Главную ошибку ночного кошмара под кодовым названием Stronghold 3 — отсутствие постройки нормальных защитных укреплений — успешно исправили: в Crusader 2 можно городить частоколы так, как придет в голову. В несколько рядов, в несколько фрагментов, башенки сверху, лестницу, ров. По сравнению с оригиналом, где процесс возведения форта можно было издавать в качестве отдельной игры, все, конечно, проще: например, высота у стен строго фиксированная и никто не позволит отгородиться штакетником.

Наверное, именно поэтому теперь нельзя отсидеться за стенами, ожидая, пока лучники на башнях всех перестреляют. Лучников обязательно достанут, а лорда, который сидел глубоко в тылу и оттягивал свой конец, найдут и приставят к стенке. Crusader 2 теперь не про оборонительную войну, а про обычную: вышли из своих четырех стен и пошли, сделали что-нибудь полезное.

Полезное исчерпывается, как правило, строительством инфраструктуры и, собственно, осадными действиями. По Crusader 2 видно, что годы не прошли зря: теперь солдаты слушают ваши приказы, не лезут куда попало, иногда даже ходят бравым строем. Небольшая ремарка для тех, кто думает, что так и должно быть: запустите, пожалуйста, оригинальную Stronghold и попробуйте управлять армией в численностью больше десяти человек. Если с первого раза они побегут куда надо, а не охотиться на кабанов, то, в принципе, можете смело подавать документы в офицерское училище.

Впрочем, выросший интеллект подопечных частично объясняется за счет их количественного уменьшения: теперь просто не дают набрать орды солдат. Эпичность сражения от этого падает, но зато нет ощущения кучи-малы. Все при деле, каждый занимается чем должен: рыцари бьются в смертной схватке, лучники загораживают облака стрелами, техника топчется в арьергарде и помогает по мере возможностей. Поскольку ко всему этому прикрутили внятный физический движок, наблюдать за войной в Crusader 2 — одно удовольствие.

Сельский час

По старой немецкой традиции (мы знаем, что Firefly Studios англичане, но подход к стратегиям всегда исповедовали немецкий) экономика и, вообще, все, что связано с производством, здесь болезненно дотошна. «Мало хлеба» — заботливо сообщает нам игра, и понеслось: добываете зерно, мельник его перемалывает, а пекарь выпекает. Все это сопровождается регулярными заходами на склад, внезапными смертями крестьян, которых опять загрыз какой-нибудь голодный волк, регулярными поломками четко выстроенного графика и чуть ли не персональной охраной каждого рабочего. И так, разумеется, везде: от добычи ископаемых (попробуйте вола поставить недостаточно близко от шахты) до простейших манипуляций вроде охоты.

Что важно, все ошибки в экономическом планировании неизменно прилетают заостренным бумерангом; как и принято в Stronghold, народ здесь крайне пассионарен. Чуть только подняли налоги, сократили продовольствие, как можете помахать ручкой некогда стабильному рейтингу. Поднять его, в отличие от реальной жизни, за счет аннексии чужих территорий не получится, так что, выстраивая инфраструктуру, думайте наперед.

Пресса обругала Crusader 2 за излишнюю консервативность (все, мол, как пятнадцать лет назад), но это выглядит, честно говоря, странно, особенно по соседству с рецензиями на The Evil Within, которая, будучи построена на геймдизайнерских приемах 2005 года, собирает куда лучшие отзывы. Игра действительно смотрится артефактом из другом эпохи; ее легко можно было обозвать Stronghold: Crusader HD, и никто бы не заметил подмены. Но это не минус: механика отлично работает и спустя столько лет. Ну и будем честны: жанр классических стратегий в реальном времени в таком кризисе, что любой мало-мальски приличный проект хочется обнять, расцеловать как родного, и долго-долго не отпускать. Даже если он, как Crusader 2, иногда впадает в старческий маразм.

Обзор Stronghold Crusader 2

Что может сделать один маленький солдат? В одиночку он не больше, чем песчинка в пустыне. Но как только он объединится с себе подобными, он может стать острием огромного копья, которое способно прорубить кровавую дорогу через деревни и пустоши, награждая вас настоящей властью над огромными территориями. Stronghold Crusader 2 расскажет как раз о таком ведении войны, в которой вы будете формировать собственную армию, отстраивать форты и сидеть в своем замке, который, надеюсь, будет находиться в сохранности. Без замка и Stronghold не был бы собой. Но в то время, как эти моменты пытаются создать великолепную стратегию, некоторые лишние возможности игры не дают ей подняться выше возможного уровня, и все сводится к тому, как два правителя тыкают друг в друга своими «Копьями Власти», пока один из них не погибнет от попадания острого конца прямо в его наглую морду.

Stronghold Crusader 2 поставит вас на место либо Короля Ричарда, либо сил Саладина (в зависимости от вашего выбора), где вы будете разрушать силы врага в пустынях века Крестовых Походов. Цель довольно скучна и проста: нужно победить вражеского Лорда и забрать его замок, но чтобы вы не думали, что это все, что будет волновать вас на протяжении всего прохождения, я скажу, что Stronghold Crusader 2 требует от вас сложных экономических решений, построения боевой стратегии и выбора солдат, которые будут лучше всего сочетаться с местностью и другими условиями боя.

Где игра действительно становится интересной, так это в тот момент, когда вам нужно привлекать людей в свой замок, чтобы те в свою очередь там жили, работали и были счастливы. Вы начинаете с определенным числом жителей, и чем популярнее ваш замок, тем больше приходит мяса к вам жить. Можно делать их счастливее, понижая налоги или подкупая их, увеличивая паек или строя для них всяческие гостиницы и места, где можно поклоняться Велиалу Богу. Можно, правда, экономить на всем этом, но тогда и народ начнет проклинать вас. Сможете ли вы найти ту точку, которая сбалансирует довольство народа и ресурсы, нужные для поддержания армии и защищенности замка? Как знают те, кто почитает игры серии Stronghold, это не так просто, как может показаться.

Правда, на постройке замка и зацикливается игра. Когда вы начинаете становиться более популярными, а люди начинают подносить к вашим ногам мертвых свиней для пира, вы начинаете строить дома, чтобы вместить всех новых жителей, не считая различные структуры, которые производят ресурсы вроде дерева или еды. Когда пора бы уже пойти на врага тысячной армией, вы начинаете строить стену. У вас есть живущий замок, но все мы помним, что когда вы бездействуете в плане врага, он на месте не сидит и готовит воинов для нападения.

Учитывая то, что замки и форты являются лицом серии Stronghold, удивляешься, почему так мало внимания требует его экономика и жизнь в целом. В большинстве стратегических игр все это является довольно сложной структурой, которую нужно постоянно поддерживать. А здесь вы отстраиваетесь и начинаете нападать, лишь изредка поглядывая на свой форт, да и то лишь для того, чтобы сделать новых воинов. Stronghold Crusader 2 пытается показать, насколько экономика важна, но вы просто отстраиваете замок и забываете про него. Это не то, что хотелось бы увидеть в таком прекрасном продукте после стольких лет.

Но если не смотреть на все эти потребности в интересной и ужасно сложной экономике, Stronghold Crusader 2 выполняет свое предназначение как стратегия, в которой происходят сложные и интересные стычки «копье в копье». Вы можете выбирать различных юнитов со всякими специализациями, вроде «быстроходной» или «бронированной». Увы, большинство из воинов, которых вы можете нанять, являются очень скучными. Увы, Stronghold славится своей приближенностью к истории, и силы Арабов от этого являются более интересными из-за своих конных наездников, скрытных убийц и прочего военного непотребства.

Читать еще:  Обои из игр на рабочий стол

Вы также можете строить ловушки для врагов, которые будут ронять их в ямы с шипами, знакомить со стаями кровожадных собак, но все это работает так же, как и замок: вы строите, устанавливаете и забываете. Самым лучшим моментом является все еще осадное оружие вроде катапульт и таранов, так как без него ваши войны потратят дни и недели, чтобы вручную пробиться к врагу, а так вы можете закидать вражеский форт камнями, огнем или легендарными чумными коровами.

Вы угадали, если думаете, что Stronghold Crusader 2 снова будет жить на мультиплеере. Одиночная кампания так и называется — «Обучающая компания», хотя на самом деле она все равно не расскажет вам даже о самой элементарной стратегии, знать которую просто необходимо для победы. Вы можете поиграть и в большое количество простых стычек, которые, наверное, будут даже интереснее, чем многопользовательские матчи, да и справедливее тоже. Вы можете манипулировать с картами и изменять исходные уровни, меняя количество начального капитала, к примеру.

Stronghold Crusader 2 получилась не такой, какой хотелось бы ее увидеть. Неинтересные боевые единицы (и не важно, что нужно придерживаться истории), малое значение экономики, ужасные «туториалы» и небольшое количество возможностей при строительстве тянет игру на дно. И все же, этот жанр и серия не постареют никогда: всегда интересно снова и снова отправлять армию на верную смерть, защищаться, когда враг осаждает ваш замок и многое другое. К примеру я, как фанат серии, рад этой игре. А что вы думаете об этом?

Stronghold Crusader 2

Близкие по духу

Пережитый позор произвел на британскую студию Firefly эффект мощной затрещины: вместо еще более ужасного, чем Stronghold 3, порождения тьмы мы видим Stronghold Crusader 2. Firefly отреставрировали знаменитый замковый симулятор — и почти все, что было варварски разграблено в Stronghold 3, в этот раз бережно отстроили заново. С оговорками, но тем не менее.

Выкраду вместе с забором

Ключевым аргументом в споре в Stronghold всегда были толстые и неприступные стены. Но почему-то именно от крепостей в Stronghold 3 остались рожки да ножки: единственная разновидность стен строилась как в обыкновенных RTS: ткнул в одной точке, ткнул в другой — получил забор. Даже удвоить толщину нельзя, не говоря уже обо всем прочем. Но теперь все заработало: и удвоить, и утроить, и в шесть рядов, и лесенку прилепить, и конфигурация какая угодно — в Crusader 2 вернули сетку строительства, поэтому стена ставится фрагментами.

Конечно, в первозданном виде этот бесподобный, хотя и слишком занудный инструмент создания цитаделей не вернулся. Так, нет низких стен, парапеты встроены по умолчанию, всего один вид сторожки и маловато башен. Но и с таким нехитрым набором можно соорудить что-нибудь непрошибаемое и приятное глазу.

Однако защита бастионов стала куда более сложной задачей. Например, стрелки ни за что не разместятся на башне так, как вы прикажете. Пятеро из десяти обязательно останутся на соседней стене, и вам придется рассаживать их по одному. Это рождает забавный парадокс: на маленькой башенке умещается полтора десятка лучников. Если запихивать их туда по одному.

ЭТО МАЙКЛ БЭЙ: зато движок Havok достойно рисует повреждения каменных строений. Стены крошатся — во! Башни рушатся — во! Трупы катаются по земле и бьются в припадке бессильной злобы на мироздание — . Ну, хотя бы исчезают быстро.

Но преимущество высоты и каменных парапетов отчего-то не так велико, чтобы застрельщики на стенах и башнях могли легко отбиваться от значительно превосходящих сил. Crusader 2 словно вытряхивает нас из родной цитадели и тащит за руку: давай воевать! по коням! где копейщики? Изначально серия была немного про другое: первые сорок минут соперники соревновались в возведении уродливых или не очень замков, ощетинивались баллистами, еще полчаса собирали армию и одним ударом решали, чей лорд толще. Новый геймплей предполагает менее ленивого и более инициативного игрока.

Зато Firefly смогли почти полностью искоренить дурные мысли в головах ваших бойцов. Лучники не катятся с башен, роняя тапки, только чтобы схватиться с мечниками в рукопашной и сдохнуть. Копейщики и пехота нестройными, но послушными ватагами скачут ровно туда, куда вы им прикажете, а не в дубовую рощу по ягоды. Правда, боевой строй солдаты держат неохотно и сбиваются в несолидные кучки. А солидных куч и нет — Crusader 2 не дает накопить толпу войск.

Тем не менее сам процесс священной войны радует примерно так же, как и в оригинале, с поправкой на уменьшенный масштаб, реалии нового движка и, разумеется, скудный умишко компьютерных противников.

Холоп нашего времени

Бытие крепостного под нашим началом беспросветно и печально. Для него — не для нас. Винтики экономических цепочек вновь крутятся в верных направлениях. Крестьяне несут зерно на склад. Мельник забирает его, перемалывает, возвращает. Пекарь уносит мешок муки и в конце концов достает из печи ворох горячих буханок свежего хлеба. Но все это необходимо защищать и оберегать: представьте, какая безобразная дыра в графике образуется, если убить носильщика с пшеницей в самом начале.

Такой жестокий распорядок для Stronghold привычен. Как ни забавно, именно экономическую составляющую в третьей части испортить не смогли, да и тут тоже все в порядке. Что пятнадцать лет назад, что сегодня слаженность механизма зависит только от ваших усилий. Удачно ли поместили амбар? Не забыли вырыть колодец рядом с фермами? Далеко ли кузнецу ковылять до арсенала? Далеко? Значит, кто-то сегодня останется без кирасы.

ЭТО ВАЖНО: Crusader в названии помимо темы крестовых походов указывает еще кое на что: большие проблемы по части пищевой логистики. Здания для производства еды строятся только на зеленых пастбищах оазисов, а их предательски мало. В самых запущенных случаях придется тесниться на одной делянке с вашим противником.

Некоторые детали не выдержали проверку. временем? Черта с два временем! Просто у кого-то не дошли руки. Так, в Crusader 2 под корень вырезали строения репутации — всякие увеселения, клумбы, танцующих цирковых медведей, а также виселицы, выгребные ямы и клетки. Первые понижали работоспособность, повышали счастье. Вторые — наоборот. Но в Crusader 2 понятия безделья нет в принципе, и потому ничего из этого не нужно. Очень обидная потеря — как для механики, так и для антуража.

Однако по-настоящему роковой недостаток у Stronghold Crusader 2 один — отвратительно дешевая реализация. Графики это почти не касается: немного устаревшая, она все равно рисует лавочки и домишки с кучей подробностей. А вот заставки, арты, вступительный ролик сделаны на уровне начинающего любителя, уверенного в своем профессионализме. То же касается и озвучки.

Но если стерпеть уродливость оформления, сама игра вас приятно удивит. После того как мы все пережили Stronghold 3, это — настоящий праздник.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector