Обзор Resident Evil 7: Biohazard
Resident Evil 7 — заходи в гости, ужином будешь. Рецензия
Процессор Intel Core i5-4460 3,2 ГГц/AMD FX-6300 3,5 ГГц, 8 Гбайт ОЗУ, видеокарта с 2 Гбайт памяти и поддержкой DirectX 11, например NVIDIA GeForce GTX 760/AMD Radeon R7 260X v3, 50 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam
Игра протестирована на PC
Последние 12 лет Capcom такими извращенными способами издевалась над Resident Evil, что мысль о смерти серии казалась избавлением. Последний номерной выпуск оказался отвратительной игрой, а потуги что-то сделать на полях сетевых сражений привели к появлению Operation Raccoon City и, простите, Umbrella Corps. Дошло до того, что средненькая RE: Revelations для 3DS стала негласно считаться лучшим «резидентом» со времен четвертой части, но даже ее скромные заслуги умудрились испоганить невнятным сериальным сиквелом. Вроде бы все, дальше падать некуда, дно достигнуто. Тем удивительней был неожиданный анонс Resident Evil 7 на прошлогодней E3. Вид от первого лица, новая сюжетная ветка и герой, давящая атмосфера психологического триллера. До самого релиза не верилось, что японцам удастся выдать достойную игру, однако они совершили практически невозможное, оживив начавший было остывать труп.
⇡#Возвращение домой
На самом деле, «семерка» — не единственная Resident Evil от первого лица. Во вселенной уже были и Survivor, и, частично, Dead Aim. Только побочные проекты не отличались особой проработкой и быстро забылись. Resident Evil 7, пусть она и использует тот же вид «из глаз», все-таки полноценная номерная часть, на которую выделили куда больше ресурсов. Более того, она первая в серии за очень долгое время, которую можно по праву отнести к жанру survival horror.
Правда, заходит игра с не совсем привычной стороны. На этот раз опасность представляют не толпы зомби — полуразложившихся ходячих мертвецов здесь нет вообще. Зато с сумасшедшей семейкой Бейкеров вам придется общаться часто и плотно — именно эта троица будет пугать первую половину прохождения. Разработчики RE 7, судя по всему, следили за тем, куда движется жанр хорроров, поэтому готовьтесь к тому, что потребуется по несколько минут сидеть за углом и ждать, пока неуязвимый враг не решит уйти в другую часть коридора. Сперва страшновато, но довольно быстро понимаешь, что безумец не представляет большой угрозы, быстро убить не может, да и вершинами интеллекта не блещет. Поэтому-то каждая последующая стычка больше раздражает, нежели вызывает какие-либо другие эмоции.
Сам особняк, в котором оказался главный герой игры Итан, отлично передает характер его обитателей. Протухшие внутренности в холодильнике, заколоченные окна, вороны, прибитые к дверям, плесень в углах, камеры с решетками, какая-то мерзость на стенах — буквально физически чувствуешь отвращение к этому месту. Хочется бежать не оглядываясь. Именно так должен выглядеть дом обезумевшего маньяка, желающего поиграть со своей жертвой. Практически в каждой из комнат найдется что-нибудь противное, а от внезапного шороха за окном можно и подпрыгнуть. К слову, седьмую часть лучше всего проходить в наушниках, выключив свет, — тогда незабываемые впечатления гарантированы. Можно еще попробовать PS VR, но там картинка зернистая, а многие пользователи жалуются на укачивание.
По части загадок игра не ушла дальше последних выпусков — никаких странностей вида «найди медаль — воткни в фонтан — получи ключ» из классических частей. Понятно, что сделано это в угоду удобству — современные игроки вряд ли будут по десять раз бегать по локациям в поисках пропущенных или запрятанных предметов, но все равно немного обидно, что квестовая часть осталась в прошлом. Или во мне просто проснулся ветхий ворчливый поклонник сериала, скучающий по абсурдным головоломкам. Как бы то ни было, теперь достаточно добраться до определенного места и просто забрать нужную вещь или же для дальнейшего продвижения решить простенькую задачку вроде совмещения тени с контуром на стене. Есть в игре и одно исключение — там уж подумать точно придется, — но на 8-10 часов прохождения этого маловато.
Ох уж эти игровые условности
Но кардинальность изменений не может скрыть того, что Resident Evil 7 старательно копирует оригинал 1996 года. Действие по большей части разворачивается на территории особняка и его окрестностей, двери в доме закрыты ключами с разными эмблемами, а «старички» наверняка оценят получение работающего дробовика путем его замены на сломанный. Да и в плане атмосферы безысходности игры похожи, разве что вместо кровожадных зомби за вами охотится не менее кровожадная деревенщина и мутанты нескольких видов.
Сюжет, как уже упоминалось в самом начале, вводит новые персонажи. Правда, само повествование, будто монстр Франкенштейна, собрано из кусочков многих других проектов с небольшими вкраплениями собственных идей. Завязка так отчаянно напоминает Silent Hill 2, что в какой-то момент кажется, будто герой приедет не к заброшенному дому где-то в дебрях Луизианы, а в туманный городок. Встреча с больной семейкой и общая жестокость происходящего заставляют вспомнить «Границу» Ксавьера Ганса и целый ворох других фильмов о безумных реднеках и людях, свернувших не туда. Чуть позже включается самая настоящая «Пила», а последние 2-3 часа явно подсмотрены у F.E.A.R.
Впрочем, такие заимствования не слишком вредят седьмой части хотя бы потому, что за разворачивающимися событиями достаточно интересно следить, а финал не только объясняет, кто и по какой причине виноват в случившемся, но и подкидывает информацию к размышлению. Однако после прохождения все равно остается горьковатый привкус вторичности и ощущение того, что где-то ты это уже видел. С другой стороны, игры серии никогда не отличались глубокой проработкой сюжета, так что здесь Capcom осталась верна традициям.
⇡#Стреляй — выживай
Точно такая же ситуация наблюдается и на геймплейном фронте. Порой возникают мысли, что играешь в Outlast, порой в голову настойчиво лезут сравнения с Alien: Isolation. Однако Resident Evil 7 удалось найти неплохой баланс между эпизодами с прятками и более динамичными моментами, включающими стрельбу и сражения с боссами. Разработчики не раскрывали всех карт до выхода игры, поэтому казалось, будто седьмая часть станет размеренным ужастиком, где беспомощный герой жмется к каждому углу и старается действовать как можно тише.
Эта гадость вполне может «съесть» немалую часть вашего боезапаса
Приятно, что на деле оказалось совсем не так. Использовать разнообразное оружие придется часто, причем не только чтобы отвязаться от Бейкеров, но и против плесневелых уродцев. Расправиться даже с одним таким врагом непросто — он может выдержать 10-15 пистолетных выстрелов, что в условиях ограниченных ресурсов выглядит непозволительной расточительностью, а уж несколько гадов так и вовсе представляют смертельно опасную угрозу.
Наиболее эффективный способ убийства мутантов — выстрелы в голову. Хватает пары-тройки, но попробуй-ка тут попади, когда прицел шатает из стороны в сторону, а сам противник не только двигается, но и прикрывает уязвимую часть руками. Теперь представьте, что вы зашли в узкий коридор, а с обеих сторон на вас надвигаются такие ребята. Тут уже невольно поддашься панике и начнешь палить во все стороны, лишь бы освободиться. Последний раз такое напряжение и страх за свою жизнь вызывала четвертая часть — понадобилось более десяти лет, чтобы Resident Evil вновь начала пугать.
И если с дальней дистанцией все отлично, то ближний бой оставляет желать лучшего. Противников нельзя отталкивать — позволяется лишь блокировать их удары, уменьшая получаемый урон. Если вдруг вас окружили, выбраться вряд ли получится. Из холодного оружия есть только нож, который не ощущается вообще: камера во время выпадов не двигается, а мутанты не реагируют на нанесение повреждений. Глупо, конечно, требовать чего-нибудь уровня Condemned, но, когда речь идет об игре от первого лица, все-таки хочется больше реалистичности, а не постную анимацию ленивого размахивания рукой.
Да и сам герой перемещается не слишком быстро — не совсем понятно, то ли это дань уважения «танковому» управлению, то ли так и задумывалось изначально. По сторонам Итан оглядывается неторопливо, а ходит и бегает так, будто выполняет утреннюю разминку, а не спасается от безумного мужика с лопатой. Как следствие, приходится регулярно огребать по загривку то этой же лопатой, то когтями, то еще чем-нибудь острым или тяжелым — и так до тех пор, пока не наловчишься пятиться, попутно блокируя удары. Не слишком мешает прохождению, но в схватках с боссами подобная медлительность может доставить немало проблем.
Так не хочется туда идти, но надо…
Надеюсь, вы, почитав и посмотрев на скриншоты, еще не убежали писать комментарии, что седьмая часть — не Resident Evil вовсе. Да и что такое «резидент» вообще? В первую очередь — гнетущая атмосфера и попытки выжить в условиях нехватки припасов, а уже потом полуразложившиеся мертвецы и все прочее. И как раз в этом плане Resident Evil 7 выглядит куда лучше, чем два последних номерных выпуска и пачка ответвлений, вместе взятые. «Семерка» местами способна напугать, патроны и аптечки постоянно в дефиците, а большинство локаций оформлено так, что невольно хочется побыстрее выбраться оттуда. Такого в серии не было уже давно — и хорошо, что студия в кои-то веки все-таки решила прислушаться к игрокам, а не продолжила выпускать странные экшен-проекты.
Вообще, перед разработчиками стояла непростая задача. С одной стороны, они должны были угодить армии старых поклонников, который год умоляющих выпустить нормальную игру. С другой — привлечь новую кровь, отсюда и модный нынче вид от первого лица, и другие особенности подобного рода хорроров. И, на мой скромный взгляд, у Capcom получилось «попасть» в обе аудитории.
Да, некоторые будут ругать смену перспективы, но, если подумать, это была жизненно важная необходимость. Тем более у такого расположения камеры даже больше преимуществ, чем у статичной, поскольку обзор еще более ограничен. Можно попинать и эпизоды с сидением за углом — они действительно скучны (Alien: Isolation на этом поле выглядит куда лучше), но их не так уж и много. Сюжет, как уже отмечено выше, вторичен и скуп на собственные идеи. Однако указанные недостатки не мешают наслаждаться Resident Evil 7 — это хороший «сурхор», достойный служить основой для дальнейшего развития серии. Главное, чтобы в следующей части японцы опять все не испортили.
Достоинства:
- Resident Evil снова пугает;
- отличный и очень мерзкий дизайн локаций;
- выживание вновь стало одним из основных правил.
Недостатки:
- вторичность сюжета;
- отвратительный ближний бой;
- часть эпизодов, лучше раскрывающих историю, попала в платные DLC.
Обзор Resident Evil 7: Biohazard
Новое слово в жанре и лучшая игра для PSVR или очередной проходняк?
Capcom – одна из тех немногих японских компаний, которые почти всегда пытаются быть в тренде. Когда среди игроков стали набирать интерес кооперативные истории, то именно Capcom первой превратила одну из своих самых популярных игровых линеек в экшен-приключение на двух человек – Resident Evil 5. Появился запрос на ретро-классику – свет увидели Resident Evil Revelations и переиздания Resident Evil Remake и Zero. Konami с шумом закрыла Silent Hills (P.T.), и японская студия пытается подхватить упавшее знамя, показывая на выставках пока еще безымянную демо-версию для VR – Kitchen. Немного ожидания и вот уже короткая, но впечатляющая адская кухня становится доступна всем, предлагая максимально глубокое VR-погружение для обычных игроков.
Понятно, что большинство благих желаний и попыток угодить массовому пользователю, при этом сохранив верность преданным фанатам, заканчивались, как в случае с Resident Evil 6, общим разочарованием, но первые впечатления от выставочного тизера Resident Evil 7: Biohazard, поздние прототипы и интервью обещали революционный для жанра технологичный продукт, способный продать массовой аудитории столь обсуждаемый, но все еще недостаточно популярный VR.
История Resident Evil 7: Biohazard начинается как классический фильм ужасов. Главный герой три года рефлектирует после потери любимой, внезапно получает странное видео с криком о помощи. Живая и измученная Мия просит по другую сторону экрана немедленно приехать в пронизанную болотами Луизиану и спасти ее из страшного плена старого дома. Охваченный желанием как можно скорее воссоединиться с женой, Итан Уинтэрс отправляется в вымышленный город Далви, где на окраине стоит дом семейства Бэйкер. И как бы не были раздуты городские легенды, атмосфера упадка и разрушения охватывает не только деревянную виллу, но и пронзает каждый фрагмент прилегающего окружения. Проржавевшие от времени автомобили хранят в себе старые фотографии и вырезки забытых газет, где-то в стороне вороны доклевывают тушу раздутой и давно мертвой собаки. Странные шумы, болтающиеся на почерневших ветвях диски, лишь укрепляют общее ощущение заброшенности и скрытой опасности, пока вы не обнаружите следы недавнего пребывания местных обитателей, которые вряд ли настроены дружелюбно. Чем дальше вы продвигаетесь к небольшому деревянному домику среди перепутавшихся корней деревьев и разросшихся вьюнов, тем очевиднее становится, в какой ужас может превратиться эта затея.
Понимая всю ответственность перед нашими читателями, мы в редакции специально попробовали игру в разных режимах, включая вариант с максимальными настройками графики и HDR на PlayStation 4 Pro. Но даже имея заметное графическое преимущество в 2D формате, Resident Evil 7: Biohazard изначально создавался с прицелом на PSVR, поэтому я прошел всю игру исключительно в виртуальном шлеме, переигрывая некоторые сцены на 4K-телевизоре.
После десятка часов экспериментов и виртуальных исследований могу вас уверить, что получить истинное удовольствие от игрового процесса и ощутить революцию в жанре можно только вместе с VR. Играя на телевизоре, вы получите наслаждение, но после прохождения кампании послевкусие будет как после стандартного игрового блокбастера, который вы забудете через полгода до следующего яркого релиза. Да, вы увидите те же самые сцены, что и обладатели VR, но не почувствуете, что сами стали участником этого кровавого марафона, где главный приз – ваша собственная жизнь и жизнь любимых вами людей.
Стоит отметить, что начало игры с сероватой листвой выглядит в VR достаточно средне, на фоне того же Robinson, но стоит вам оказаться внутри пропитанных клаустрофобией мрачных подземелий или медленно разрушающихся стен с выцветшими обоями и фрагментами арматуры, как вы получаете максимальный эффект погружения. Вы скользите по пыльным коридорам разрушающегося дома и чувствуете, как он дышит и наблюдает за вами. Медленно приоткрываемые двери или непроглядная тьма бездонного подвала заставляют вас собрать всю силу в кулак прежде чем сделать шаг в неизвестность.
Первая встреча с любимой позволяет оценить все достижения трехмерной технологии, ведь вы можете различить царапины и порезы на руках девушки, следы укусов мошкары и грязи на шее. Или даже обратить внимание на то, что кожа на локтях значительно стерта и грубее, чем на запястьях. Лицо Мии создано с любовью к фотореализму, не говоря уже об облегающей одежде, подчеркивающей все анатомически верные изгибы. Именно в такой момент, кроме восхищения, понимаешь, что через несколько лет виртуальный секс в играх может вывести индустрию на новую высоту, где неправильный выбор в новом Mass Effect сможет нанести вам глубокую моральную травму. Внимание к деталям персонажа возведено художниками Capcom в невероятную степень, которую портят лишь динамично спадающие на плечи, но явно низкополигональные волосы.
Впрочем, дальнейшая цепочка сюжетных событий позволяет говорить не только о трехмерных моделях и эффекте погружения, но и новом уровне постановки экшен-сцен. Если вы думали, что демо-версия Kitchen – это предел возможностей местных сценаристов, то вы сильно ошибались. Игра через 30 минут неспешного исследования превращается в жестокий Condemned или даже сериальный Ash vs Evil Dead, только возведенный в пятую степень. И градус переживаний не собирается ослабевать, а наоборот возрастает с каждым новой сюжетной сценой и боссом.
Как я уже отметил выше, получить те самые эмоции и восторг можно только в режиме VR. Здесь дело не только в постановке или исследованиях, но и новом уровне развития жанра стелс. Если вы раньше смеялись над тупыми героями, которые, сжавшись в комочек в углу, молились о том, чтобы жестокий маньяк прошел мимо, то теперь вы окажетесь на их месте. Сложно передать весь спектр ощущений, когда неуязвимый противник с огромной кувалдой ищет вас, чтобы разорвать на части, а вы притаились за ящиком и выглядываете из-за угла, от напряжения задерживая дыхание в реальной жизни. VR аккуратно считывает ваши движения головой и переносит их в игру в реальном времени. В результате вы можете заглядывать в узкие щели в стенах и осторожно выглядывать из-за угла, просто немного наклоняясь. Никогда еще игра в кошки-мышки не была столь реалистичной. Именно Resident Evil 7: Biohazard дает представление о том, как изменится жанр стелс в ближайшее время, позволяя вам испытать совершенно новый уровень погружения.
При этом игра местами до чертиков страшная и не только за счет общей атмосферы или редких, но очень эффективных скримеров, но иногда хорошо выверенных, пугающих музыкой, звуками и шорохами сцен. Несколько раз я орал в голос, а пульс резко учащался от неожиданной встречи или пропитанной действительно мощным хоррором сцены. Можно и дальше рассказывать о том, как страшно идти по горло в холодной воде или красться по покрытому черной слизью полу крематория, но мне не хочется портить вам впечатление от игры маленькими и тем более большими спойлерами, которые особенно критичны для сражений с боссами. О последних я только скажу, что это самые невероятные по напряженности моменты игрового процесса, а ключом к победе служит внимательное изучение окружения. И учитывая все вышесказанное, очень рекомендую не смотреть никакие видео на YouTube и тем более не читать пересказ сюжета, чтобы не потерять и сотой доли личных переживаний. И если вы решили пройти игру – сделайте это в первый раз под VR, иначе потеряете эффект неожиданности и часть волшебства от первого знакомства.
Естественно, что только глубокой атмосферой и постановкой мир Resident Evil 7: Biohazard не ограничивается. Игра старается прочертить линии с другими играми сериями, предлагая вам, например, головоломку с дробовиком из первой части или разрушаемые ящики с травами и специальными жидкостями, из которых можно мастерить лекарства, огнеметную жидкость или обычные и улучшенные патроны. Загадки с ключами здесь также стали частью игрового процесса, как и поиск специальных предметов для открытия прохода. Комнаты для сохранения со знаменитым сундуком для хранения предметов тоже вернулись.
Resident Evil 7: biohazard: Обзор
Актуально для платформы: PS4
В случае с Resident Evil 7 издательство Capcom пошло на большой риск, оставив позади полные экшена и стрельбы номерные части серии. После релиза RE4 разработчики всё меньше внимания уделяли хоррор-элементам, пытаясь добавить зрелищности, а в RE6 и вовсе предложили настоящий боевик. Но неожиданно для всех седьмая часть вернулась к истокам и очень похожа по структуре и атмосфере на первые три-четыре.
Давно не виделись
Сложно говорить об игре, не используя восторженные эпитеты. Несмотря на частичную смену жанра (главного героя мы теперь не видим, а наблюдаем за всем от его лица), идейно Resident Evil 7 осталась абсолютно такой же и не потеряла связь с серией. Даже больше — иногда разработчики напрямую заимствуют некоторые идеи из прошлых игр, но не занимаются банальным копированием, а с умом добавляют их в игру. Ни разу не возникает ощущения, будто Capcom белыми нитками пришивала привычные для серии особенности, лишь бы они были.
И сравнения с другими хоррорами от первого лица, вроде Outlast и Amnesia, оказались неоправданными. Да, наверняка разработчики черпали оттуда вдохновение, но геймплейно RE7 не то чтобы сильно похожа на упомянутые «ужастики». Там много времени приходилось проводить в тёмных углах, зная, что защититься от монстров герою не удастся при всём желании. На его хрупкости и невозможности дать отпор и строилось напряжение. Здесь же персонаж довольно быстро получает оружие и способен выйти живым из большинства ситуаций (хотя без пары эпизодов с прятками всё же не обошлось).
О классических Resident Evil в игре напоминает очень многое. Особняк, в который приезжает главный герой, — это жуткое и атмосферное место, похожее на локацию из первой части. Сохраняться можно в безопасных комнатах, куда никогда не заходят противники и где всегда звучит успокаивающая музыка. И пусть контрольные точки расставлены довольно щедро, вручную сохранять прогресс время от времени всё же рекомендуется. В этих же комнатах стоят волшебные ящики — сложил ненужные вещи в один, а потом можешь забрать их из другого, даже если между ними сотни метров.
Загадки и темп повествования здесь тоже в духе старых добрых частей серии. Несмотря на то что весь особняк становится открыт для исследования уже через пару часов, в нём полно закрытых дверей с особыми замками. На каких-то изображён скорпион, на других — змея, и для каждой требуется соответствующий ключ. Сложных головоломок нет, но решать их всё равно увлекательно. Поклонники оригинала наверняка не один раз улыбнутся ностальгическим воспоминаниям, особенно когда будут пытаться забрать дробовик из закрывающейся без него комнаты.
Понравится фанатам и необходимость исследовать каждый угол в поисках патронов, аптечек, трав для их создания и многих других предметов. Есть рюкзаки, увеличивающие крошечный инвентарь, есть стероиды для повышения максимального уровня здоровья. Благодаря особым таблеткам протагонист видит вокруг себя интерактивные объекты, и без них вряд ли удастся обнаружить все полезные вещи на локации — ингредиенты, нужные для создания патронов и «лечилок», порой спрятаны очень хорошо и в тех местах, куда вы вряд ли бы заглянули. Эти же медикаменты подсвечивают коллекционные предметы, от которых есть небольшая польза, хотя рассказывать о ней я всё же не стану.
Изучать локации придётся, так как на каждом шагу, по крайней мере в первой половине игры, ощущается дефицит то патронов, то аптечек. Порой игрок не знает, как реагировать на ту или иную ситуацию, и может начать стрелять, потратив всю обойму. Либо надолго задержится в тесном помещении и сильно поранится, хотя легко мог этого избежать. К счастью, даже при полном отсутствии патронов можно добиться успеха и продвинуться по сюжету — игра не наказывает за расточительность. Но для собственного же спокойствия всё же хочется наполнить инвентарь до краёв.
Гостеприимная семья
Подобных ситуаций, когда стрелять нечем и заляпанный кровью экран не очистить, будет немало. В особняке живёт семейство Бейкеров, не терпящее неблагодарных гостей, одним из которых главный герой по имени Итан и становится. Он приехал сюда не ради знакомства с чокнутыми жильцами, а в поисках жены, бесследно исчезнувшей три года назад. Из-за этого отношения у Итана с Бейкерами сразу не заладились, так что те будут представлять для него постоянную опасность. Прятаться в шкафах не приходится, но искать обходные пути и не попадаться им на глаза всё-таки надо.
Трудно поверить, но в кои-то веки Capcom удалось создать действительно запоминающихся злодеев. С ними связано столько впечатляющих и неожиданных сцен, что они навсегда войдут в историю Resident Evil как одни из самых колоритных и необычных персонажей. Озвучивание, анимация, лица и характеры — всё настолько здорово сделано, что в происходящее очень быстро начинаешь верить. Во время второго прохождения эффекта новизны уже не будет, так как наружу вылезают недостатки искусственного интеллекта, но поначалу происходящее пугает не на шутку.
Жаль, главный герой слегка портит атмосферу своим безразличным отношением ко всему, что творится вокруг. Разумеется, выслушивать крики и истерики никому бы не хотелось, особенно если бы эмоциональные всплески происходили невпопад. Но порой персонаж делает такое или видит такое, что любой нормальный человек хоть как-то бы отреагировал и в крайнем случае смачно выругался бы. Но нет — протагонист очень часто молчит, будто всё это для него далеко не впервой.
Зато в остальном работа создателей практически безупречна. Локации постоянно меняются (хотя возвращаться в посещённые места всё же заставят), новые виды оружия вносят в прохождение разнообразие, а харизматичные персонажи приковывают внимание к сюжету с первой минуты. Геймплейно игра перерастает из хоррора на выживание во что-то больше похожее на Resident Evil 4, так как постоянные «пугалки» на протяжении девяти часов реализовать трудно, да и игроку это бы надоело.
Вдобавок Capcom удалось сделать седьмую часть такой же реиграбельной, как и прошлые. Начать второе прохождение хочется сразу же после первого: найти оставшиеся коллекционные предметы, увидеть альтернативную концовку, пережить некоторые эпизоды ещё раз — настолько они хороши. Желающие попробовать нечто потяжелее могут выбрать дополнительную сложность, на которой и враги сильнее, и регенерации здоровья нет (хотя она и так минимальна), а сохраняться в безопасных комнатах нельзя, пока не найдёшь спрятанные на локациях кассеты. Особо бесстрашным рекомендую пройти Resident Evil 7 в VR — реализации этой возможности мы уже спели все дифирамбы в видеообзоре.
Что ещё можно сказать о седьмой «Обители зла»? Лучше ничего не говорить и не читать, а попробовать самому. Забудьте про сравнения с Outlast и Amnesia и вспомните классические Resident Evil — с последними у игры гораздо больше общего. Это незабываемое приключение, и трудно поверить, что его создала Capcom. Хотя, зная эту компанию, не удивлюсь скорому анонсу условной Umbrella Corps 2, что сведёт на нет все попытки японцев вернуть доверие аудитории. Но надеюсь, это всё же не произойдёт.
Плюсы: удачное возвращение к истокам; великолепная атмосфера; простые, но увлекательные загадки; высокая реиграбельность; классические геймплейные механики не устарели.
Минусы: безэмоциональный главный герой, которого актёр даже не пытается оживить.
Мерзость какая: рецензия на Resident Evil 7
Resident Evil 7 стала объектом бурных обсуждений еще задолго до релиза. Capcom делилась с игроками лишь крупинками информации, поэтому было совершенно непонятно, что нас ждет в итоге. Еще больше запутала демо-версия, которая заставляла любителей экшена скрипеть зубами от злости. Но авторы всех перехитрили: в новой Resident Evil удивительным образом сочетаются и чувство страха, и удовлетворение от стрельбы из помпового дробовика прямо в лицо врага.
Поначалу игра с радостью продемонстрирует вам большинство клише из хорроров. Вводные данные объясняют примерно ничего. Вот пропавшая без вести жена, а вот особняк со слетевшими с катушек людьми. Вы в эту забытую богом глушь, судя по всему, приехали «просто посмотреть, что да как» — иначе как объяснить абсолютное отсутствие хоть какой-либо экипировки? Однако довольно быстро все становится на свои места: вы находите пистолет и гору патронов к нему — теперь вы готовы себя защищать. Но все равно первую половину игры будьте готовы шкериться по углам и играть в прятки с членами семьи Бейкер.
Кажущаяся дешевизна завязки ловко маскирует действительно хорошую историю в духе серии. Не раскрывая всех подробностей, спешим заверить: здесь есть привязка к канону, даже несмотря на то, что источников получения информации в игре очень мало. Однако тему с корпорацией Umbrella авторы раскроют в ближайших DLC (в том числе бесплатных), так что оригинальная история получилась очень локальной. Здесь нет никаких открытых пространств в привычном понимании — разгуляться дадут только на нескольких этажах закрытых помещений. И именно эта теснота заставляет вас нервно жаться к стене от любого шороха.
В новой Resident Evil удивительным образом сочетаются и чувство страха, и удовлетворение от стрельбы из помпового дробовика прямо в лицо врага.
Вид от первого лица пришелся как нельзя кстати. Вас все время заставляют оборачиваться назад и исследовать новые территории по миллиметру, заранее просчитывая пути для отхода. Прятаться под кроватью или в шкафчике запрещено: будучи беспомощным против четы Бейкеров, лучше сразу прикинуть предположительные безопасные места, в которых вас не увидят. Схватка с каждым боссом представляет собой уникальное приключение. Особенно поначалу, когда Resident Evil 7 меньше всего похожа на, собственно говоря, Resident Evil и заставляет вас бегать вокруг машины или столба в поисках выхода из сложившейся ситуации. При этом долго раздумывать вам точно не позволят, а в исключительных ситуациях промедление ведет к совершенно неожиданным последствиям, — авторы позаботились даже о таких необязательных моментах.
Примечательно, что игра ни капли вас не жалеет. Да, в какой-то момент вы можете насобирать увесистую пачку патронов, однако куда важнее сохранить все нажитое непосильным трудом имущество. Во-первых, целиться в голову врага с помощью геймпада очень сложно: эти черти постоянно мечутся по сторонам. Во-вторых, ваш ограниченный инвентарь постоянно завален очень важными вещами, а разделения на сюжетные штуки и расходники нет. Добавьте к этому необходимость крафтить снаряжение с помощью комбинирования и невозможность подобрать выброшенную из инвентаря амуницию. Приходится думать наперед, предполагая важность того или иного ключа в будущем. Хорошо хоть, что в местах для сохранения есть бездонный контейнер как раз для таких случаев. Наконец, в трудную минуту вам не помогут боеприпасами: если вести себя расточительно, обязательно угодишь в непроходимую ловушку, которую сам себе и организовал.
Новая Resident Evil идеально подходит для тех, кому бесконечные разборки с участием Леона Кеннеди и Ады Вонг уже порядком поднадоели.
Когда Resident Evil 7 использует на вас практически все имеющиеся в жанре хоррора приемы, на первый план выходит экшен. Происходит это ближе к финалу, когда в вашем инвентаре появится крупнокалиберный пистолет, автомат и гранатомет, а необходимый боезапас будет постоянно пополняться. Врагов не очень много, что одновременно и хорошо, и плохо. С одной стороны, они и так доставляют массу проблем, но с другой — стрелять хотелось бы чуть чаще. К тому же разнообразие противников небольшое. Вроде бы с точки зрения повествования это вполне логично, но осадок остается.
Новая Resident Evil идеально подходит для тех, кому бесконечные разборки с участием Леона Кеннеди и Ады Вонг уже порядком поднадоели. История одновременно цепляет любителей каноничных событий и тех, кто раньше не особо вдавался в подробности истории о злых корпорациях и биологическом оружии. Помимо страшилок и пальбы, здесь есть и головоломки, но они играют абсолютно незначительную роль из-за своей низкой сложности. Разве что встреча с одним из ключевых персонажей заставляет пораскинуть мозгами — все остальные пазлы не представляют из себя ничего особенного.
Resident Evil 7 вообще не хочет, чтобы вы долго топтались на одном месте — нарастающая интрига будет подталкивать вас к дальнейшему прохождению, даже если вам придется засовывать руку в унитаз или гореть заживо. Capcom удачно использовала новые идеи — осталось только с помощью дополнений крепче привязать игру к общему бэкграунду.
Resident Evil 7
Рецензируемая версия игры: Xbox One
Плюсы:
- Пугающая атмосфера;
- Интригующий сюжет;
- Увлекательный напряженный геймплей;
Минусы:
- Некоторые огрехи геймдизайна;
Оценка: 9.0
Вердикт: Capcom оказалась права. Resident Evil 7 действительно возвращает утраченные позиции серии.
Хорошо забытое старое. Обзор Resident Evil 7: Biohazard
Близкие по духу
В 2005 году автор серии Resident Evil Синдзи Миками выпустил революционную четвертую часть, ставшую, пожалуй, одним из самых смелых экспериментов Capcom. Разработчики вняли жалобам игроков на неудобную камеру, танковое управление и монотонный ритм, отказались от массы надоевших вещей, но сохранили при этом все достоинства предыдущих частей и создали новую игру, повлиявшую сразу на несколько жанров.
С тех пор авторы не торопились менять удачную формулу, поэтому в серии вновь наступил застой. И вот, после спорных номерных частей и нескольких дешевых ответвлений, Resident Evil возвращается к истокам, черпая вдохновение в фильмах вроде «Техасской резни бензопилой» и «Ведьмы из Блэр». Прибавьте к этому интересные головоломки и сбалансированную боевую систему, и вы получите лучшее переосмысление серии со времен Resident Evil 4.
Добро пожаловать в семью, сынок
Resident Evil 7 встречает нас званым ужином в жуткой семейке Бейкеров. Хозяйка дома, Маргарита, пытается накормить привязанного к стулу героя человеческими останками. Итан воротит нос от «угощения», и тогда глава семейства, Джек, вонзает ему в глотку нож. Такая жестокость — обычное дело для Resident Evil 7. Члены семейства постоянно пытаются оторвать от главного героя куски плоти (иногда им это удается), а для решения львиной доли загадок Итану предстоит сделать нечто такое, от чего неподготовленного игрока может попросту стошнить. После такого блуждания вечно невозмутимого Джеймса Сандерлэнда (главный герой Silent Hill 2) по самым мерзким местам кажутся детским лепетом.
Пока вы пребываете в доме Бейкеров (а это первая половина игры), Resident Evil 7 без труда вызывает чувство беззащитности, стращая бессмертными врагами и скудностью боеприпасов. И единственное желание — спрятаться, прошмыгнуть за спиной у противника, а если уж началась заварушка, стрелять метко, ведь каждый патрон на счету. Разработчики, кажется, нашли идеальный баланс между сложностью и динамикой. Всего здесь в меру: сражений, загадок и «мирных» сценок. Игра идеально чувствует, когда нужно дать игроку передышку для решения головоломок.
С загадками в Resident Evil 7 все просто замечательно: они заставляют пораскинуть мозгами, но не требуют от игрока особых познаний. И в историю вписаны очень удачно. Взять, к примеру, те же видеокассеты, о которых много говорили еще до релиза. Отыскав такую кассету, не медлите, посмотрите ее как можно скорее — в них зачастую кроются решения основных сюжетных загадок.
Взглянуть в лицо страху
Игра и впрямь похорошела с новым движком, а вид от первого лица как нельзя лучше показывает технические возможности RE Engine: детальную прорисовку лиц, волос, отменную лицевую анимацию, грамотное динамическое освещение. Игра стабильно выдает положенные 60 кадров в секунду, так что здесь придраться просто не к чему.
Что действительно удивляет, так это прежде не виданный для серии уровень звукового дизайна. По части работы со звуком игра ничем не уступает Silent Hill и первой части Dead Space. Постоянные шорохи, скрип половиц, стоны, крики, топот ног и тишина, что страшнее душераздирающего вопля, — все это создает вязкую, физически ощутимую атмосферу. В этой игре ожидаешь встретить врага за каждым поворотом, видишь монстров там, где их нет.
Вид от первого лица, «инертное» управление прибавляют ужаса. Вспомнить хоть одну из драк с папочкой Бейкером: Итан трясущимися руками сжимает бензопилу, которая норовит выключиться, и ногами толкает в сторону Джека трупные мешки, чтобы сбить врага с толку. Все это происходит в крохотной камере, вызывающей чувство полной беспомощности и клаустрофобии.
Травник-любитель
Никуда не делись и всевозможные ингредиенты: грамотно смешав их, герой получит разные типы аптечек. И еще универсальные прозрачные пакеты с загадочной цветной жидкостью (в русской версии они называются «эпоксиды»). Их можно использовать для создания патронов, отличающихся свойствами и убойностью.
Самого Итана тоже можно прокачать: увеличить шкалу здоровья с помощью особых стероидов или ускорить время перезарядки оружия. Подобные апгрейды тщательно запрятаны, так что не ленитесь заглядывать под каждый куст, искать странные фотографии и собирать древние монетки (за них можно прокачаться и открыть мощное оружие).
Арсенал Итана невелик, но эффективен. Оружие лучше подбирать исходя из типа врагов. Так, против насекомых вернее всего следует использовать горелку, а плесневидные монстры быстро успокаиваются от разряда дроби прямо в лоб. Казалось бы, в Resident Evil 7 должно быть много холодного оружия, но его здесь почти нет: более или менее дельные топор и бензопила доступны только в битвах с боссами, в обычных же схватках их использовать не с руки.
Ложка дегтя
Все вышеописанное относится к первой половине игры, когда мы пытаемся выжить в поместье Бейкеров и на прилегающих территориях. Но стоит двинуться прочь от болот, как игра начинает сдавать на глазах. Забудьте об интриге, которую Resident Evil 7 долго выстраивала в первой половине: ближе к финалу создатели умудряются свести гнетущую атмосферу на нет.
Вам предстоит еще четыре часа кряду бродить по скучным, однообразным локациям с автоматом наперевес. Патронов будет в избытке, и враги начнут дохнуть от нескольких выстрелов. Ни боссов, ни загадок вы не увидите — игра превратится в самый обычный экшен с отстрелом мутантов. Не впечатляет и концовка: финальная битва больше всего похожа на заскриптованную сценку с QTE.
Но самое большое разочарование приносит сюжетная развязка. Серия Resident Evil никогда не блистала оригинальностью по части истории. Будем честны, в ней всегда были абсурдные сюжеты, но даже в самых неудачных частях разработчики не опускались до столь бесстыдного копирования хоррор-штампов.
Связь с общей вселенной здесь слаба и притянута за уши. В конце вы видите героя, который представляется знакомым именем, но ни его облик, ни голос (актер озвучки явно другой) совсем не ассоциируются с одним из самых известных персонажей серии.
Невооруженным глазом видно, что вторую часть игры делали в спешке: весь стройный баланс летит к чертям, а финал шит белыми нитками. И все же не покидает ощущение, что Resident Evil 7 — лишь проба пера, проверка того, как работает новая формула. И, черт возьми, в отполированном виде она работает отлично. Следующая часть наверняка станет настоящей жемчужиной и гордостью серии, но пока создателям еще есть куда расти.