Обзор Mark of the Ninja
Mark of the Ninja: Обзор
Есть игры, которые не стремятся поразить нас невиданной доселе графикой, нелинейным сюжетом и падающими Эйфелевыми башнями. Такие проекты далеких звезд с неба не хватают и не совершают революцию в индустрии. Их рекламные кампании не отличаются сверхъестественными обещаниями. Многие игроки вообще узнают о них лишь в момент выхода.
Но появление этих проектов на свет становится приятным сюрпризом для уставших от громких новинок геймеров. Не отличающиеся технологической сложностью, они захватывают сердца игроков стилистикой и простым, но качественным и продуманным геймплеем.
В том, что Klei Entertainment умеет делать подобные игры, мы убедились еще со времен выхода великолепной аркады Shank. Недавно же разработчики порадовали обладателей консолей стилистически похожей, но концептуально иной Mark of the Ninja. До персональных компьютеров игра добралась лишь 16 октября. Не будем роптать на судьбу и проклинать консоли — главное, что добралась.
Mark of the Ninja — это стелс-платформер. То есть мы черной тенью в теле ниндзя пробираемся мимо противников и выполняем тихие убийства охранников, оказавшихся не в том месте. Только возможности для игры в прятки с врагами реализуются не в трехмерном пространстве, как в Thief или Splinter Cell, а в двухмерном.
Однако это обстоятельство нисколько не умаляет силу стелс-элементов игры. Уровни построены продуманно и допускают различные варианты прохождения. Охраняемый участок можно обойти по крыше или через вентиляционную шахту. Или попробовать незаметно проскользнуть напрямую мимо охранников. По локациям разбросаны различного рода предметы интерьера, за которыми можно скрыться от патрулирующих охранников. Например, сложившись вчетверо за цветком, вы можете подождать, пока мешающий патруль пройдет мимо, и продолжить путь в ранее недоступном направлении.
Помимо этого, в Mark of the Ninja большую роль играют источники света и звука. Охранники совершенно слепы в темноте и не увидят вас даже на расстоянии пары метров перед собой. Безопасное передвижение по уровням обеспечивается исключительно перебежками из одного темного угла в другой. В лучших традициях жанра некоторые источники света можно тушить самому броском дротика. Правда, в этом случае создается ненужный шум, оповещающий охранников о вашем присутствии. Все действия игрока имеют определенный радиус звучания. Наш ниндзя может перемещаться медленно, но тихо или же бегать сломя голову, но при этом ставя на уши всю охрану. Однако иногда прохождению уровня способствует привлечение внимания. Громко потопав у какой-нибудь двери, можно заставить стоящего у нее часового отойти от своего поста, а в это время проскользнуть мимо него.
В общем, прохождение миссий в стелс-режиме требует серьезного планирования всех своих действий.
Но разработчики не навязывают незаметное прохождение в качестве единственного возможного варианта. Вполне допустимо двигаться по игре, бросая перчатку в лицо каждому из противников. Но в таком случае вам быстро напомнят, что вы здесь не Шанк. Оружия у нашего героя не так много. Гаджеты вроде мин или дымовых бомб предназначены скорее для упрощения стелс-прохождения.
Наш ловкий ниндзя отправляется к праотцам после двух автоматных очередей, трех собачьих укусов или одного выстрела снайпера. И если на первых порах вполне реально выстоять в открытом честном бою против пары охранников, то на более поздних этапах сложность игры существенно возрастает. Враги все чаще начинают ходить целыми отрядами, прикрывая друг друга, появляются новые виды бойцов с бронированными панцирями.
У противников есть три уровня боеготовности. Не догадывающиеся о присутствии ниндзя охранники будут спокойно обходить намеченные для них разработчиками маршруты. Почуявшие что-то неладное, но не понимающие, что именно, начинают выходить за рамки своих траекторий, вертеть головой, изучая потолки и стены. При полной боевой готовности охранники начнут пальбу по игроку и поднимут тревогу. Правда, ненадолго. Подождав в тени секунд двенадцать, можно быть уверенным, что недруги вернулись к своей обычной размеренной жизни.
Но даже на столь ничтожный срок не стоит доводить противников до стресса. Игра поощряет незаметное и некровопролитное прохождение. За все действия игрока начисляются очки, за которые ниндзя будет разживаться новыми способностями и приспособлениями. Например, можно научиться устранять врагов из-за двери или убивать их прыжком сверху. А приобретя ядовитые дротики, ниндзя сможет сводить людей с ума, заставляя их палить по всему вокруг, включая собственных коллег.
Система начисления очков прозрачна: чем более незаметно действует игрок, тем больше улучшений он сможет купить. Так, противников позволено устранить двумя путями. Можно незаметно подкрасться, подарив врагу неожиданную и скорую смерть. Если же в нужный момент дернуть мышкой не в ту сторону, ниндзя, как заправский палач, рубанет неудачника не в ту точку, отчего последний громко взвоет. Игра не исключает и гуманного пути прохождения в духе недавней Dishonored — без убийств. Высший пилотаж — дойти до финальной точки уровня, не убив ни одного охранника и ни разу не подняв тревоги. Поверьте, чтобы добиться идеального результата, придется серьезно попотеть. Но и награда будет максимально возможной.
Во время прохождения вы будете получать дополнительные задания вроде «убить двух охранников, сбросив на них люстру» или «добраться до цели, не подняв тревогу». За их выполнение также начисляются очки. Вдобавок на уровнях запрятаны разные артефакты, при нахождении которых включается познавательная аудиозапись, рассказывающая историю и философию клана ниндзя.
Иногда на пути будут встречаться дополнительные локации. Их смысл заключается в решении головоломки. Логика примерно такова: чтобы добраться до конца, нужно выключить лазер; для этого надо добраться до трупа охранника; а перед этим придется обойти еще один лазер. Не скажу, что эти задания слишком трудные, но некоторое время на их прохождение потратить придется.
Klei для сюжета
Вооружимся лупой и попробуем найти сколько-нибудь серьезные недостатки. К счастью, таковых обнаружить в игре почти невозможно. Некоторые эстеты могут придраться к простоте графики. Но здесь налицо стилистическое подобие Shank — та же приятная анимация, те же мультипликационные ролики. Уровень кровавости в играх примерно одинаков — при устранении противника здесь запускается краткий ролик, демонстрирующий жестокую расправу над жертвой. Таких сценок Klei Entertainment заготовила на все случаи жизни: убийства сзади, сверху, из-за двери или из вентиляционной шахты.
Единственный упрек, имеющий право на существование, можно сделать сюжету Mark of the Ninja. История слишком прямолинейна и проста. У клана ниндзя возникли серьезные проблемы с очень нехорошим человеком Каражаном, и главному герою поручается его устранить. Соль в том, что храброму ниндзя после победы над злодеем светит безрадостная перспектива — согласно кодексу, он должен покончить с собой. Не будем раскрывать все сюжетные карты и скажем лишь, что однажды игра попробует выставить все события в неожиданном свете. Однако этот ход слишком предсказуем и банален, чтобы назвать повествование увлекательным и оригинальным.
Другой вопрос состоит в том, нуждаются ли подобные аркады в хорошо продуманном и глубоком сюжете. Приоритетом в их создании выступает качественная проработка уровней и создание добротных логических загадок для их прохождения. А с этой задачей Klei Entertainment, как вы уже догадались, справилась великолепно.
Mark of the Ninja соответствует всем экзаменационным требованиям к своему жанру. Klei Entertainment доказала, что идеальный ниндзя — двухмерный ниндзя. Платформеры в наше время — всегда подарок для геймеров, а стелс-платформеры — вдвойне вкуснее. Это возможность отдохнуть от высоких технологий, реалистичной трехмерной графики, психологических метаний персонажа и прочих достижений игровой индустрии. Игра острая, стильная и яркая, как оружие ниндзя. К тому же она учит нас добру и гуманности. Шутка.
Плюсы: стильная графика; продуманный стелс; вариативность прохождения.
Минусы: простоватый сюжет.
Обзор Mark of the Ninja
В произведения команды Klei Entertainment я влюбился со своего первого знакомства с игрой Shank, которую залпом прошёл. После, не сосчитать сколько времени провёл в кооперативном режиме Shank 2, а затем сокрушался, что новинка о бесшумном и смертоносном ниндзя, Mark of the Ninja, стала эксклюзивом Xbox 360. К счастью, временным, и спустя год или около того я уже проходил игру на РС, купив её в Steam. И совсем немного огорчаясь, что заслуги в ней не попадут в мой профиль PlayStation Network.
И вот, в 2018-м году настало время исправить это печальное недоразумение, с выходом Mark of the Ninja Remastered для PlayStation 4! А ещё Xbox One и Nintendo Switch.
Правда, платиновый кубок не желает падать в руки так просто, как того хотелось бы, но это лишь подогревает азарт. Дело в том, что игру необходимо пройти дважды — обычное прохождение и режим «Новая игра+», попутно удовлетворив условия десятков ситуационных и нескольких накопительных трофеев: убить врагов при определённых обстоятельствах, используя конкретные инструменты, испугать врагов до смерти, сделать комбинации с элитными бойцами, пройти уровень, не будучи замеченным и никого не убив, и так далее. В целом платина скорее интересная, я сейчас прошёл половину NG+ и продолжаю получать удовольствие.
Главное: после истории главного героя пройдите дополнительную миссию с Досаном в главной роли. Эта миссия ранее была доступна в качестве дополнения Dosan’s Tale: A Tale from the Past, она является неотъемлемой частью переиздания Remastered. Её прохождение открывает новый костюм и инструменты в основной миссии, что внесёт большее разнообразие в «Новую игру+» и позволит выбить недостающие трофеи без лишних переигрываний.
Главное отличие истории Досана — это принципиальное благородство мастера тату и ниндзюцу в одном флаконе. Он предпочитает не использовать оружие и не убивать своих противников, в отличие от меченого героя оригинала, режущего глотки и вспарывающего брюха своим врагам со сверкающим азартом в глазах. Впрочем, благородство Досана не превращает его в оголтелого пацифиста, ведь он использует хитрый инструмент — найденные в горах споры грибка. При попадании в тело противника через дыхательные пути, они убивают его изнутри и заражают тех, кто дотронется до тела. Почти как в The Last of Us, даже трофей за убийство нескольких стражей грибком называется «Кордицепс».
Игра переведена на русский язык. Но он, как это сейчас популярно, включается в зависимости от основного языка вашей консоли. А я его переклюил на английский, чтобы нормально играть в Fallout 76. Поэтому дальнейшие скриншоты в обзоре с английским языком.
Вторая особенность героя дополнения… нет, не истребление врагов игольчатой кистью для татуировок, а мотыльки в штанах. Это почти как муравьи, только они умеют заслонять свет, создавая темноту в комнатах без привлечения повышенного внимания со стороны бдительной стражи. Она в Mark of the Ninja не действует по принципу «Если муха — муху бей!», а вполне лояльно относится к проявлениям местной фауны. Забавно, что, бросив мотыльков под один из светильников, мы перекрываем их все, так как рой рассредоточивается и перекрывает свет всех соседних светильников.
Весь этот крутой арсенал, вместе с костюмом «мастера мудрости», открывающим доступ к не смертельным атакам и стимулирующим героя выбросить свой жаждущий крови меч, добавляется в основную игру после прохождения дополнения, и является превосходным расширением для существующего. Что особенно ценно для прошедших оригинал, но пропустивших DLC. Если же вы никогда ранее не играли в Mark of the Ninja — спешите исправить это страшное недоразумение! — то и базовый арсенал основательно развлечёт вас.
Кстати, я допускаю, что можно открыть ништяки из дополнения даже для первого прохождения, если пройти историю Досана раньше. На неё можно переключиться при выборе локации, нажав L2. Если же проходить «ванильную» версию так, как она задумывалась разработчиками, в первом прохождении в руках главного героя находится довольно широкий арсенал инструментов истребления и отвлечения противников, включая отсылку к Metal Gear — картонную коробку. За убийство из-под неё получаем трофей «Inner Heaven». Есть у героя петарды для отвлечения и приманивания противников, световые хлопушки для практически тех же целей, кровожадные жуки, пожирающие противников на глазах и соратников, вгоняя последних в панику, отравленные дротики, шипы и другие прелести.
Вообще по совокупности доступных игроку инструментов и задействованных игровых механик, Mark of the Ninja кажется совершенно безупречной стелс-игрой. Она позволяет пройти каждый уровень, не попадаясь на глаза противнику. Кроме нескольких фрагментов, где выйти «лоб в лоб» попросту необходимо по требованиям сюжета, но это не считается статистикой за поднятие тревоги. Здесь можно обойти, отвлечь и обмануть всех врагов, за исключением обязательных целей (боссов), или же вырезать каждый уровень под чистую. Причём самыми разными способами.
Надоело просто подкрадываться и убивать? Пожалуйста, свешивайтесь на цепи и вешайте врагов на фонарных столбах и ветвях деревьев, вгоняя в панику тех, кто этих висельников увидит. Истребляйте врагов, подманивая их к дверям и люкам в полу, заставляйте противников убивать друг друга при помощи средств устрашения и галлюциногенов на отравленных дротиках. Наконец, доводите противников до самоубийства, если вы совсем злодей! Кроме инструментов, облегчить или разнообразить жизнь игрока могут дополнительные костюмы, каждый их которых имеет свой эффект. Например, жестокие игроки могут воспользоваться облачением для кровожадного ниндзя, которое позволяет убивать без контекстной мини-игры (все убийства идеальны автоматически) и взять с собой два типа смертельных предметов.
Но у всех костюмов, кроме базового, есть и свои штрафы, в той или иной мере перекрывающие положительные эффекты в угоду игрового баланса. Так что каждый костюм подходит для конкретного стиля игры, тогда как базовый является универсальным. Сам же игровой процесс в Mark of the Ninja представляет собой превосходное сочетание отличного игрового дизайна и лёгких для освоения, но непростых для покорения механик. Перед нами двухмерная «метроидвания», позволяющая исследовать большинство уровней в свободной манере, возвращаясь от конца до начала. За редким исключением по сюжетным причинам. Герой может бегать, прыгать, использовать крюк-кошку, лазать по вентиляциям, бегать по стенам и карабкаться по потолкам, если на них есть специальные зацепы для рук. Всё-таки не пауком играем! И даже не Чепуком.
Один из примеров запугивания врага!
Визуально проект выглядит восхитительно, являя игрокам отличительные художественные способности команды Klei Entertainment. Резкие штрихи, превосходная анимация и безудержная жестокость в детализации расправ над противниками, порадует самых придирчивых к картинке игроков. Техническая реализация столь же безупречна, как и визуальный стиль — полноценные 4К на PlayStation 4 Pro, стабильная кадровая частота, отсутствие каких-либо проблем с производительностью, быстрые загрузки, удобное управление. Всё-таки игра на рынке уже шесть лет, отладили в ней всё, что было можно и нужно.
Все игры
Рецензия на игру Mark of the Ninja
Noble and mighty
Or humble and meek; your fear
Is all that I see
хокку на одном из свитков в игре
Не удивляйтесь, увидев в «родственниках» у платформенной аркады лучших представителей Splinter Cell. Klei Entertainment сохранила визуальный стиль своей серии Shank, но создала почти что двумерные похождения Сэма Фишера (хотя и не исключено, что разработчики вдохновлялись Stealth Bastard). Даром что без грузинских президентов, индонезийских партизан и угрозы Третьей мировой.
Скриншоты 31
Сила и безумие
Однажды ночью неизвестные вооруженные люди напали на обитель Hisomu, клана ниндзя, и взяли в плен мастера с учениками. Однако вовремя подоспевший главный герой поквитался с захватчиками и освободил заложников. Следующий шаг – убить «заказчика» и восстановить честь клана – снова предстоит сделать ему. В одиночку (точнее, со спутницей, помогающей советами). Для таких особых миссий ниндзя наносят на тело знаки токсичной краской. Они обостряют рефлексы и дают сверхспособности, но постепенно лишают разума…
Впрочем, как и Splinter Cell, Mark of the Ninja увлекает не сюжетом, а процессом. Мы карабкаемся по стенам и потолку, ползаем по вентиляционным каналам, бьем лампочки, ломаем распределительные щитки, отключаем лазерные лучи, прячемся от вспышек молний, отвлекаем часовых – только бы нас не заметили. Вместо шкалы освещенности – показатели «видно» и «не видно» и треугольники зрения у врагов, вместо датчика шума – окружность возле источника. Просто и наглядно.
Прошмыгнуть тайком – хорошо, но и в убийствах есть своя прелесть. Особенно – в идеальных, выполненных бесшумно (камера показывает эффектную, пусть и «мультяшную» расправу крупным планом). Желательно еще не оставлять тела на виду. Поднятая тревога вовсе не означает провал задания — она временно осложняет жизнь и отбирает часть набранных очков. А это – недополученные печати в конце главы, за которые открывают новые приемы и расширяют арсенал (нашлось место даже для шутки над серией Metal Gear Solid). Казалось бы, за аналогичные правила Hitman: Absolution ругают, однако тут все устроено удобнее.
Напролом идти чревато, да и не хочется. Гораздо интереснее придушить часового, свесившись сверху, отравить газом, придавить люстрой или тихонько прирезать со спины и утащить труп под лестницу. А можно и навести страху: когда у тебя на глазах неизвестно откуда взявшиеся насекомые сжирают человека, недолго сойти с ума и перестрелять товарищей! У каждой задачи – несколько решений, ко многим помещениям – несколько подходов, так что разных вариантов хватит и на New Game Plus с более опасными врагами. Или просто на повторение отдельных глав «на бис» – уверен, вы обязательно захотите обшарить все закоулки, опробовать недоступные прежде приемы, пройти все комнаты испытаний и собрать все свитки с хокку и историей клана, получив еще немного «валюты» для апгрейдов.
А заодно — выполнить пропущенные «побочные» условия. Назвать их трудными нельзя, как и игру в целом. Сказано «не трогать лампы» – задача наверняка проста. Награда за достижение мирных целей – одеяние «Путь тишины», позволяющее тихо бегать, но… без меча. Есть и кровожадные предложения вроде «убей пятерых с помощью ловушек» – за них выдают костюмы со своими особенностями.
Слегка портит впечатление разве что забег по катакомбам с упражнениями на реакцию, но перед выходом на свежий воздух вас заставят забыть о претензиях и здорово пощекочут нервы. Увы, трюк настолько понравился разработчикам, что они вставили его дважды. Хотя это мелочи, уж в однообразии Klei Entertainment обвинить сложно – новинки тут подкидывают почти до самого финала.
Четырнадцать часов удовольствия
Корво Аттано и Сорок Седьмому в ночных кошмарах не могло присниться, что аркада от создателей слабенькой дилогии Shank уведет из-под носа звание лучшего «стелса» года. Как истинный ниндзя, она подкралась незаметно и, застав врасплох, нанесла смертельный удар.
Обзор Mark of the Ninja
Mark Of The Ninja (рус. Метка Ниндзя) – Компьютерная игра, созданная компанией Klei (Создавшая такие игры, как например: Don’t Starve, Shank, Oxygen Not Included) и выпущенная 7 сентября 2012 для Xbox360, а так же для Microsoft Windows 16 октября того же года. Жанр у игры – Стелс-экшен. Игра повествует об одном из ниндзя из клана Хисоми, который должен преодолевать охрану, убивать цели и выполнять незамысловатые, простые задания.
За прохождение игры и выполняя печати (доп. задания) он получает костюмы. Надо собрать три печати одного и того же типа для получения костюма. У каждого из них своя способность и особенность. Расставлю я все от худшего до самого лучшего.
1. Путь силы
Путь силы – невероятно бесполезный костюм в этой игре. Данный костюм улучшает ваши боевые навыки в сражениях, но отбирает остановку времени во время концентрации. В этой игре нет смысла сражаться, особенно на последних стадиях игры, т.к враги становятся невероятно могучими и могут убить тебя без особых проблем. Да и если вы играйте на высший ранг – не стоит его брать. Как мы знаем – любые сражения в игре поднимают тревогу. Тревога равна потери 800 очков, что довольно приличная сумма.
2. Путь кошмара
Путь кошмара – костюм достаточно ситуативный, и во многом не нужен. В общем, если охранник увидит сцену убийства своего товарища, он впадает в панику, как и те, кто увидит труп. Костюм нужен, если необходимо набрать как можно больше очков, или, если вы не успели среагировать на соседнего врага/не увидели его/проиграли в тайминге. Из минусов – нельзя использовать отвлекающие внимание предметы.
3. Путь тишины.
Вот мы и подходим к хорошим/более-менее костюмам.
Путь тишины больше предназначен для очень умелых игроков. Главная способность костюма – абсолютно тихий бег. Это очень полезно, учитывая в какую игру мы играем. Но из минусов – у нас отбирают оружие (прим. Мы можем убивать только цели в задании). Иногда это очень подводит, а в некоторых ситуациях вызывает к глупым смертям. Порой одни из моментов игры достаточно тяжело пройти не убив противника.
4. Путь ниндзя
Путь ниндзя – костюм, выдающийся в начале игры. Подходит абсолютно всем. Минусов – нет, как и способностей. А дополнить и нечего.
5. Путь мудрости
Путь мудрости – хороший костюм. Он дается за прохождения уровня находящийся в комплекте “Mark Of The Ninja: Special Edition DLC”. У нас отбирают оружие, но, вместо убийства врага мы можем очень быстро его усыплять. Разбудить его может только товарищ. Врага можно добить кинув в его ловушку. К слову, при концентрации время не останавливается.
Путь мудрости
6. Путь Метки
Путь метки – Костюм, который выдается под конец игры. Данный костюм не зря дается за такой поздний период. Он позволяет телепортироваться на недалекое расстояние, часто преодолевая кучу трудностей без особых усилий. Очень полезен, как я думаю. НО! Мы можем использовать только один атакующий предмет.
7. Путь охотника.
Путь охотника – это что-то с чем-то. Дикая имба, как по моему.
Костюм позволяет делать бесшумное убийство без прохождения мини-игры (это уже как гарант для того, что вы не будете обнаружены, убивая врага). Помимо этого, можно носить два атакующих предмета, но они не восстанавливаются по активации Чекпойнта.
Mark of the Ninja
Наигравшись с кровавой вакханалией в Shank и Shank 2, разработчики из Klei Entertainment решили сделать что-то более изящное и неожиданно анонсировали стелс-боевик Мark of the Ninja. Нельзя сказать, что тема синоби в индустрии не обкатана; но ранее она почему-то не вылезала за пределы жанра слэшеров и платформеров про убийц в обтягивающих черных костюмах. К слову, этот мифический предмет туалета настоящие ниндзя не носили, мутировавшие черепашки — тоже.
Тень воина
Кинематографический и комиксовый образы ниндзя, как и любое явление масскульта, имеет мало общего с реальностью. В кино мы привыкли видеть неубиваемых мстителей с катаной, со снайперской точностью пуляющих сюрикэнами и могущих за секунду разделать самурая на грудки, шейки, рульки и филейную часть. Игрострой унаследовал этот коммерчески выгодный образ — от самых ранних Ninja Gaiden и до. современных Ninja Gaiden.
Герой Mark of the Ninja не похож на большинство своих выдуманных коллег. Он не скачет с катаной наголо на десяток врагов одновременно, как Рю из упомянутого Ninja Gaiden (хоть из классического, хоть из современного), и не шинкует гигантских жуков, как в Ninja Blade. Ему по душе путь охотника: прятаться в тенях и вентиляционных шахтах, обрушиваться на противника с воздуха и аккуратно использовать различные ниндзя-гаджеты — почти Arkham Asylum в разрезе.
Правда, не от хорошей жизни отважный синоби взялся за оружие: его клан подвергся нападению современных налетчиков. Все падаваны, конечно же, встали на защиту. И не учли, что пуля — она дура: американских боевиков не смотрела, о неубиваемости ниндзя не наслышана. И даже наш герой, хотя и всем хорош, поймав парочку таких дур, гарантированно отправится в мир духов. Вот и приходится последнему мстителю таиться по углам и ползать по вентиляции, выжидая момент. Поскольку и налетчики не учли: если ниндзя подкрадется незаметно — выстрелить они уже не успеют.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: на самом деле ниндзюцу имеет достаточно ограниченный (относительно других единоборств) набор ударов и приемов. Ниндзя в первую очередь оттачивали навыки, полезные в разведке и шпионаже, а также технику владения оружием. Рукопашный бой шел в дополнение к основным боевым наукам.
Но, хотя большую часть игры мы проводим то на карачках, то в позе статуи, адреналин бурлит в крови похлеще, чем во время самых жестоких стычек из Ninja Blade. Ощущение одновременно и неимоверной силы, и полной беспомощности героя создает особую атмосферу: и трясущиеся от напряжения руки — еще одна характерная особенность игры в Mark of the Ninja, притом, что особо сложным этот платформер не назовешь.
Тихая дуэль
Арсенал у нашего героя не менее достоверен, чем его методы ведения боя. Тут вам и классический ниндзято для быстрой расправы над противниками, и кунай, позволяющие уничтожать источники света и отвлекать врагов, и многочисленные технические примочки — от шумовых ракет до капканов. Даже картонная коробка, в которой можно прятаться (привет MGS!).
ЭТО ИНТЕРЕСНО: в действительности ниндзя применяли и более экзотичные инструменты, которых в игре, к сожалению, нет. Такие, как кусаригама, кама, кёкэцу-сёгэ и различные яды.
Ниндзя — в первую очередь шпион и разведчик, а не убийца. Как и Deus Ex: Human Revolution, игру можно пройти, вовсе никого не прикончив, набор «мирных» способностей позволяет с легкостью провернуть этот трюк. Помимо ползания по вентиляционным шахтам, мы умеем карабкаться по стенам, с помощью цепи подтягиваться на платформы и ветки деревьев, прятаться за различными предметами «декора» и иногда, словно Человек-паук, ползать по потолку. Игра, как и положено, только поощрит вас за подобное миролюбивое поведение дополнительными очками.
Очки имеют вполне практичное применение. Зарабатывая их и выполняя дополнительные задания (порой кажется, что это и не задание вовсе, а приказ пьяного гайдзина-эксплуататора, например: «Дайте себя обнюхать каждой собаке на уровне»), мы получаем жетоны, на которые можно купить способности — в основном дополнительные приемы и новые примочки. Выполнив определенные условия, можно открыть и новые костюмы, которые напрямую влияют на геймплей: один позволяет вам взять с собой дополнительный гаджет, но взамен вы лишаетесь меча, другой перемещает на короткое расстояние, и тому подобное.
Плохие спят спокойно
Несмотря на новый жанр, почерк Klei Entertainment узнается безошибочно. Как и раньше, перед нами 2D-платформер. Если отрезать все элементы stealth, Mark of the Ninja превратится в тот же двумерный слэшер, что и Shank, — наш ниндзя гибнет быстро, но отпор в открытом бою дать все же может. Управление такое же интуитивное и простое: научиться жонглировать способностями и предметами из арсенала не составит труда. И, что крайне важно, — оно позволяет наслаждаться сложностью, а не проклинать ее. Правда, в тесных помещениях ниндзя порой выходит из-под контроля и липнет к стенам и потолку, когда не нужно. Возможно, в PC-релизе, который планируется на 16 октября, положение дел изменится к лучшему — опыт работы с платформой у Klei имеется.
Как и в Shank, можно, используя доступные средства, выполнять изящные комбинации — игра поощряет творчество. Можно отвлечь группу противников, заставив их разделиться, и банально вырезать всех по одному. Но если душа просит оригинальности и черного юмора — попробуйте кинуть под ноги охраннику смертоносную ловушку. Дальше начнется кабуки имени одного актера: первый охранник внезапно умрет, второй, поддастся панике (событие же!), откроет беспорядочную стрельбу и таки попадет. в третьего коллегу. Вам останется убрать выжившего «комедианта» и прошептать над остывающими тушками «Sayonara, babies».
Семь самураев
Но даже самая прекрасная механика могла погибнуть под гнетом «типовых блочных ситуаций»:
- отвлечь охранника — подкрасться — зарезать;
- проползти по вентиляции — спрыгнуть на противника сверху — зарезать;
- вырубить свет в помещении — подкрасться к врагу;
- и так далее, и тому подобное
Разработчики понемногу вводят новых противников и открывают способности. И время от времени балуют нас нетривиальными ситуациями: герой то лишается оружия, то улепетывает от противника под вой сирен.
Окружение тоже богато на сюрпризы. Постепенно появляются все новые ловушки и неустойчивые конструкции, ломающиеся под весом героя и поднимающие шум. Порой окружение меняется настолько, что приходится резко пересматривать свой стиль игры.
ЭТО ВАЖНО: звук в Mark of the Ninja очень важен. Каждое действие, будь то шаги или взрыв бомбы, создает звуковую волну, и если она дойдет до слуха охранника, тот обязательно попробует отыскать ее источник. Волна отображается в виде полупрозрачного контура, и, таким образом, натренированный ниндзя «видит» звуки шагов противника.
В итоге фишки дозируются с фармакологической точностью. Новые возникают именно тогда, когда вам надоедают старые. А это очень важно, учитывая немалый размер игры, — если вам захочется отыскать все секреты и выполнить все второстепенные задачи, прохождение может затянуться на все десять часов.
Самые красивые
Стилизация под комикс уже стала для игр этой компании фирменной, и Mark of the Ninja не исключение. Впрочем, эта игра с виду больше смахивает на современные мультфильмы, вроде тех, что показывает канал Jetix. Но щедро приправлена кровью, жестокостью и прочей «взрослостью» — авторы верны себе.
Сюжет поначалу может показаться тривиальным: «клан ниндзя с кем-то воюет». Но это лишь фон.
Основные события связаны с особыми чернилами, которыми сделаны татуировки героя. Чернила даруют невероятные способности, но медленно сводят с ума, и это, не сомневайтесь, отразится на судьбах всех персонажей.
Игра и в целом воспринимается как хороший мультфильм. Простая, но интересная история со своими интригами, расследованиями и неожиданными поворотами, соответствующее оформление и красивые рисованные ролики (что вообще редкость для инди-игр). Такой набор и в коробке за полноценные 50 $ продавать не стыдно.