137 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обзор Final Fantasy IX

Обзор игры Final Fantasy IX — может ли ролевая классика стоить 1600 рублей?

Эту историю слышали многие, но не грех и повторить. В 1987 году самурай японского игропрома Хиронобу Сакагути собирался сделать харакири своей карьере геймдизайнера, а заодно и студии Square. Свою лебединую песню он назвал «Последняя фантазия», ничтоже сумняшеся намекая, что тут-то всё и закончится. Но, как говорится, маркетинг предполагает, а целевая аудитория располагает. За прошедшие почти 30 лет Final Fantasy успела побыть легендой и провалом, играми и фильмами, ролевыми сагами, экшенами и даже ритм-аркадами. А ещё она постоянно возвращается.

Как играется?

Задолго до появления ассасинов, чёрных оперативников и гонок на машинах с нитро-ускорителями, разработчики поняли, что свои детища можно связывать в серии не только сюжетом, но и геймплеем. Вроде и делаешь каждый раз что-то новое, а вроде и знакомое название привлекает лояльную аудиторию. Лишь бы игра оставалась узнаваемой. Final Fantasy — стала пионером такого подхода. Всегда JRPG, всегда общие элементы, но в то же время всегда самостоятельная захватывающая история, новый мир и новые же герои.

За переломной для франчайза седьмой частью последовала не менее яркая восьмая, а потом нагрянула и девятая. Final Fantasy IX считается самой успешной главой серии на PSone, но в то же время она — чуть ли не единственная из всей линейки — ни разу не переиздавалась. Повсеместно восторженные отзывы прессы соседствовали с оговорками и ремарками, а фанаты разделились на два лагеря — тех, для кого Final Fantasy началась с «Девятки» и тех, для кого она на ней закончилась. Square Enix сосредоточилась на Final Fantasy X и возможностях PlayStation 2, а потом и вовсе увлеклась экспериментами, а творение Хироюки Ито отправилось на свалку истории.

Камнем преткновения, как ни странно, стало возвращение к истокам. Первые Final Fantasy были ролевыми и фэнтезийными — с классически примитивным (или примитивно классическим?) сюжетом про сражение доморощенных героев с неким очевидным злом. Final Fantasy IX была такой же — историей, где главная роль отводилась хвостатому мальчишке-вору, путешествующему в компании друзей, среди которых, естественно, была и прекрасная принцесса, и храбрый рыцарь и парочка местных клоунов. Но избалованные седьмым и восьмым выпусками игроки ждали драмы, мрачности, социальных проблем и глобальных катастроф. А получили сказку о том, как дружба превозмогает зло на зеленых лугах и под ярким солнцем.

Но хватит истории, пора бы уже обсудить геймплей. Японские ролёвки не имеют почти ничего общего с, например, The Elder Scrolls или Fallout, которые приходят на ум при упоминании RPG. Да, в них есть прокачка — куда ж без нее? — но она чаще всего автоматическая, количество доступных предметов строго ограниченно, а боевая система сводится к пошаговым или же псевдориалтаймовым командным сражениям. JRPG отличают проработанные до мельчайших тонкостей истории, яркие и запоминающиеся, но заранее предопределенные разработчиками персонажи, а также самый главный элемент — случайные битвы (ситуации, когда сражения автоматически начинаются через произвольные промежутки времени вне зависимости от действий игрока).

Волшебный мир Final Fantasy IX называется Гея, и в центре сюжета игры противостояние государств и живущих на местных просторах народов, а также прозрачными намеками набросанный глобальный посыл про единение с природой и вред технологий. Отправной точкой выступает похищение юной принцессы Гарнет благородным воришкой Зиданом — авантюра, в которой почти сразу слишком многое идет не так, а в результате события закручиваются в вихрь, которому могут только позавидовать большинство современных сериалов.

Учтите, как и любая Final Fantasy, «Девятка» — это 50-60 часов кампании, а при желании найти все секреты — так и все 100. Большая часть пройдет в диалогах и вышеупомянутых случайных битвах, которые в FF9 происходят в реальном времени, а очередность ходов определяется полоской инициативы. К тому же персонаж, получивший некоторое количество урона, впадает в «транс» и некоторое время начинает особенно успешно давать в щи противникам. Кстати, один из модификаторов новой версии Final Fantasy IX позволяет просто отключить случайные битвы, чтобы насладиться только историей. Гениальное решение, на самом деле.

Как смотрится?

Вот мы и подошли к самому интересному. Если вы внимательно читали все, что написано выше, то должны помнить одну важную фразу: Final Fantasy IX до нынешнего времени никогда не переиздавалась. Да-да, у Square Enix, которая последние годы портирует свои тайтлы на все подряд, есть за пазухой проекты, хранящие верность своей родной платформе. Но к чему мы это? А к тому, что знаете ли вы, какое родное разрешение PSone? 320 на 240 пикселей. Это, на секундочку, 1/12 часть экрана iPhone 6. Представили себе этот ужас? Все прочие ремейки, приходящие в мобильный формат, делались с РС-версий или же с билдов для более современных платформ. Не будем скрывать, при запуске карманной Final Fantasy IX на сердце скребли кошки опасений…

Верно говорят, раз в год и палка стреляет. Для Square Enix таким выстрелом стала мобильная версия Final Fantasy IX. Кем-то непонятая, кем-то неоцененная, кем-то бесконечно любимая игра получила путевку в новую современную жизнь так, что этот пример можно заносить в хрестоматии. Всесторонне обновленная графика, радикально увеличившееся разрешение, новые эффекты и фильтры — это лишь вершина айсберга. Схема управления 15-летней давности была скрупулезно адаптирована под сенсорные экраны, а интерфейс перерисован полностью. Вишенкой на торте выступает естественная нынче, но невозможная раньше функция автосохранения. К тому же в новую версию встроена система достижений и семь активируемых модификаторов, в числе которых бесконечные деньги или отключенные случайные битвы. Мечта да и только…

Итого

К сожалению, за последние годы репутация переизданий старых проектов значительно испортилась. Ведь и правда, много проще сделать номинальные улучшения и выпустить бывший шедевр ещё раз в продажу, собрав сливки на ностальгии поклонников. К счастью, Final Fantasy IX стала исключением. Это пример того, как нужно делать переиздания. Того, к чему стоит стремиться. Вероятно, не будет преувеличением сказать, что лучше она выглядела только если бы её пересобрали с нуля. А это огромное достижение.

Достоинства:

  • культовая игра эпохи первой PlayStation;
  • Final Fantasy в одном из лучших своих воплощений;
  • знаковая jRPG, обязательная к ознакомлению для всех поклонников жанра;
  • ремейк, достойный восхищения за свое качество.

Недостатки:

  • отсутствие локализации;
  • требовательность к устройству и свободному месту;
  • запредельно высокая цена.

Обзор Final Fantasy IX

Дамы и господа! Во-первых, поздравляю с выходом девятой части игры Final Fantasy на ПК.

Я всегда старался быть максимально объективным в оценках. Где то получалось хорошо, где-то не очень, где-то на что-то закрывал иногда глаза, где-то во что-то ещё верил. Но вопреки своему Кредо “Стараться быть объективным”, здесь я удержаться не могу, потому что у меня восторг. Это будет положительный обзор. С Final Fantasy у меня связаны лучшие игровые воспоминания и уровень ностальгии сегодня пробил потолок.

Читать еще:  Как получить все концовки в Doki Doki Literature Club

Для Final Fantasy IX спойлеры противопоказаны, но если коротко, то вы Зидан. Нет, не футболист. А парнишка с обезьяньим хвостом, жулик, вор, мерзопакостная личность, но традиционно паренёк в душе и сердце не плохой. У вас и вашей шайки важное задание, которое с первых мгновений пойдёт чёрти как. И весь сюжет пойдет просто в гору без намёка на провисание или унылоту. Тут и скандалы, интриги, расследования. Тут и неожиданные повороты. Сильный финал. В общем всё в лучших традициях серии.

Вопреки новой на тот момент тенденции, когда 7 и 8 Final Fantasy сделали уклон на серьёзность миров. Неожиданным стало возвращение к сказочным фэнтези истокам. Тут и яркие персонажи, вроде полулюдей мутантов. И полукрысы, и полусвинки, зоопарк такой, проще говоря, что диву даёшься. Нарисовано всё сказочно в самом лучшем смысле этого слова. Кстати говоря. Перерисованы персонажи замечательно. Они выглядят весьма достойно для порта игры начал двухтысячных. Играется не противно, нет пикселизации. Задники так-сяк, остались практически прежними, что вызывает некий диссонанс. Ну да ладно, то задники.

Отсылок к предыдущим частям достаточно много. Чокобо, которых развивать здесь одно удовольствие, и некоторые пасхалочки и Муглы, что давно являются моськами Серии. Уже по доброй традиции есть мини игры. Даже на первых порах вы сможете познакомиться с местной карточной игрой, которая элементарна и увлекательна одновременно.

По звуку и музыке. Полная переработка. Знакомые до слёз счастья мотивчики доделаны до более менее современного уровня.
Может и стоит немного придраться, но чуточку. Как я уже говорил, есть халтура с задниками. Не переработали разрешение экрана для широкоформатки, обошлись боковыми фонами. И главная придирка – Невероятно тихий релиз. Игра, нет, Шедевр достойна большего.

Что мы имеем в итоге? Доработанную не без огрехов, конечно, но великолепную, сказочную историю. Это безумно красивый рассказ в увлекательном и бесконечно прекрасном мире. Сценарная работа, персонажи, лор в лучших традициях классики, где каждый элемент был на своём месте, где не было противоречий. Каждый персонаж, это личность, которая вызывает бурю эмоций. Вредный Штайнер. Крея с её рыцарским подходом. Чудаковатая Квина. Верная своим идеалам Беатрис. Прекрасная Принцесса Гарнет. Скромный, но великий маг Виви. Кьюджа, Брахне. Каждый персонаж оставляет в душе свой след. Каждому хочется сопереживать. Однозначных злодеев в этой сказке нет, есть лишь обстоятельства. Игра сравнительно легче предыдущей Восьмой части, что не делает её хуже, кстати. Звук и музыка создают идеальное настроение.

Брать и играть. Нельзя проходить мимо такого шедевра игропрома. Если вы поклонник сказок. Если вы любите старые Final Fantasy, где уклон именно на сказочную атмосферу. Если вы любите jRPG. Если вы любите ярких героев. Если вы любите погружение на десятки часов. Эта игра должна быть в вашей библиотеке.

Обзор Final Fantasy IX

Но ниточка не порвалась. Наоборот: Final Fantasy IX её укрепила. Разработчики постарались сделать из девятой игры эдакий “мостик” между старыми (до FFVII) и новыми концепциями, в чём более-менее преуспели. Не то чтобы очень (получилось всё равно слишком вылизано и красиво), но вполне удовлетворительно. Изрядную долю местных идей вытащили прямиком из “старой” эпохи, добавили чего-то нового.

И вот, пожалуйста: свежий взгляд на уже, казалось бы, исчерпанную концепцию. Лучше всего описывает IX слово “удобная”. Да, новые персонажи. Да, новый мир. Но знакомые с предыдущими творениями Square без проблем их узнают. Интересно, как долго можно втюхивать публике одних и тех же героев, просто подредактировав их внешность тут и там? Хотя чего это я? Ответ очевиден: очень долго!

Нашим протагонистом станет Зидан, который может похвастаться чуть ли не самой странной внешностью в серии на тот момент. У него, например, есть чёртов обезьяний хвост! Внешность, впрочем, мало влияет на традиционно понятный и простой характер — отличный выбор для героя, грозящегося сопровождать нас целых четыре диска. Остальные же персонажи проработаны слегка неравномерно. Некоторым (скажем, принцессе Гарнет и Виви) посвящены огромные куски сюжета, когда другие (Фрея и Амарант сюда) совершенно не развиты, хоть и смотрятся весьма интересно. Остальные довольно стереотипны, потому их обсуждать не будем.

В лучших традициях Final Fantasy сюжет густо увешан всевозможными побочными ветками и интригующими деталями. Начинаясь с довольно простых идей, он развивается и “растёт” до более сложных по мере смены дисков, умело сохраняя плавный ход истории. Не всё так гладко, правда: множество неестественных и невероятных сюжетных поворотов капитально портят хорошие впечатления (я мог бы и привести несколько примеров, но лучше воздержусь от спойлеров).

Вообще, этот компонент игры изрядно “просел”, особенно в сравнении с прошлыми частями. Взглянем на, скажем, злодеев, представленных тут Брахне и Куджой. Ни первая, ни второй не смогли впечатлить меня, оказавшись вполне заурядными, неинтересными личностями. Особенно Куджа — воплощённая посредственность. Не так симпатичен, как Голбез, не дотягивает до опасного безумия Кефки, не так холоден, как Сефирот. Он неудачен даже без сравнения с антагонистами прочих FF. Геймеру никогда не поясняют мотиваций Куджи и не показывают его характер в деталях — возможно, потому, что таких мотиваций попросту нет. “Если мир не достанется мне, то он не достанется никому!” и всё.

Теперь о геймплее. Final Fantasy IX воскрешает систему “профессий”: у каждого персонажа здесь есть чётко определённый класс, соответственно которому можно изучать новые умения (Зидан — вор, Фрея — драгун, Амарант — ниндзя и так далее). Некоторые скиллы жёстко привязаны к классу и доступны лишь одному персонажу, а другие — нет. Заполучаются они, кстати, путём “одевания” особых предметов на героя и набора определённого количества AP в боях, чтобы повысить уровень этого предмета. Повысили — вуаля, скилл!

Также разработчики вернули обратно отряды из четырёх человек, к большой радости и удовольствию фанатов. Важным элементом боевой системы стал “транс”, после вхождения в который увеличивается на короткий период времени скорость протагонистов и вступают в дело прочие приятные бонусы. В меню сражения помимо хорошо всем знакомых опций Magic и Item появилась команда Skill. Угадайте, за что она отвечает? Ну и нельзя не отметить умелые намёки на связь с прошлыми частями путём внесения в мир маленьких, но столь знакомых элементов (чокобо, воздушные корабли, старый добрый Сид. ).

Может, сюжет не очень, зато атмосфера тут выдержана отлично. Меня всегда поражали 45-секундные треки из “старой” эры, и как раз к их стилю решил вернуться композитор. Вышло не то чтобы точно так же, но всё равно очень приятно. Я вообще не понимаю, почему он пытался переключиться на что-то другое. Свежий опыт? Или просто подчинение общему тренду традиционного для фильмов эмбиента (которого тоже хватает, кстати)? В любом случае, он правильно поступил, “вернувшись к истокам”.

Читать еще:  Игровые трейнеры для компьютерных игр

Графика — это что-то невообразимое. Публике обещали возврат к “олдскульному стилю”, с чем я могу согласиться лишь частично. Да, мультяшный дизайн персонажей вполне подходит к такому определению, но и спрайтов в духе 16-битной эпохи здесь всё равно не найти. Лица персонажей подвижны, эмоциональны и отлично анимированы. Также тут полно FMV, убивающих на месте все дальнейшие попытки кричать об “олдскульности”. Вот только разве же это плохо? Или вы ожидали меньшего от Square? Сами FMV, тем временем, не просто красивы. Они ещё и прекрасно вписаны в сюжет, играя роль плавных переходов между разными его частями.

Я прошёл Final Fantasy IX, не заметив каких-то особых проблем. Сложность сохраняется на приемлемом уровне, для заинтересованных геймеров имеется горстка мини-игр (я их не изучал, чтобы сэкономить время). Глобальных недостатков назвать не могу. А, погодите, линейность происходящего часто раздражает. И необходимость прощёлкивать себе путь сквозь тонны диалогов. Но я уже как-то даже ожидаю такого от “Финалки”.

Final Fantasy IX не привносит в серию практически ничего нового, являя собой лишь рекомпиляцию удачных идей из своих прошлых инкарнаций. В сравнении с ними, при том, она много в чём проигрывает, оставаясь безоговорочным победителем лишь в вопросах графики (это, кстати, ещё очень зависит от личного мнения геймера). С другой стороны, я рад, что Square не стали совать в свой проект непродуманные фичи лишь “чтоб было и продавалось” (привет, FFVIII!), а вместо того потратили дополнительное время на его полировку и приведение в как можно более приятное состояние.

Если по существу, то мне очень понравилось и я получил множество удовольствия. Но меня мучит вопрос о том, достойна Final Fantasy IX моих похвал, или же я сейчас должен петь дифирамбы старым играм, из элементов которых она собрана?

Final Fantasy 9: Обзор

Актуально для платформы: PS4

«Ремастеры и переиздания модно поругивать. Я сам так делал, например, в рецензии на прошлогоднюю Twilight Princess HD. Но сегодня случай особенный…» — так я начинал совсем недавно рассказывать о переиздании отличной, но старой Final Fantasy. Почему бы не написать те же самые слова во второй раз и продать их StopGame? Ведь Square Enix продаёт нам свои RPG по несколько раз, иногда почти не притрагиваясь к ним. По крайней мере, очередное переиздание Final Fantasy IX не исправило проблемы предыдущих.

Цирк вернулся, и клоуны постарели

Семнадцать лет назад эта игра выходила как возвращение к истокам. После киберпанковских и технологичных «Фантазий» сериал снова стал сказочным, волшебным, добродушным. И одновременно — несколько безумным. Все герои этой истории, начиная от Зидана, воришки и бабника с пушистым хвостом, и заканчивая клоуноподобной Квиной с длиннющим языком, — странные в хорошем смысле этого слова.

Они с самого начала и почти безостановочно творят на экране настоящий цирк. Правда, при этом персонажи очень слабо меняются, оставаясь в пределах своих амплуа. Так, хотя бравый королевский гвардеец Штайнер по ходу действия столкнётся с конфликтом долга и чести, сменит парадигму мышления, он останется комичным, неуклюжим шутом.

В отличие от других частей того времени, в «девятке» не прослеживается одна основная линия — сюжет развивается как типичная JRPG про злодея, который хочет захватить мир. Но потом, после нескольких внезапных поворотов, даже сама планета Гея, где разворачиваются события, перестаёт быть основным местом действия, а главным противником становится совсем не тот, о ком можно было подумать. Подобные повороты уже были в четвёртой части, где мы попадали на Луну, или в восьмой, когда финальную битву в каком-то смысле высосали из пальца. Здесь все отсылки и повторы событий подаются именно как «пасхалки» для фанатов серии. Где-то они получились уместными, но кое-где выглядят очень искусственно.

Переиздавали, переиздавали, да не выпереиздали…

А вот с картинкой так же хорошо не получилось. Взяв за основу прошлогодний ремастер для PC и мобильных платформ, Square Enix совсем ничего не подкручивала и не изменяла. Даже соотношение сторон осталось 4:3, как на ламповых телевизорах, сбоку добавлены серенькие «бэкграунды», словно намекая на общее качество работы. Модели персонажей и заставки переделаны замечательно — они выглядят современно (хотя на стабильные 60 кадров в секунду поскупились — в битвах на глобальной карте их явно меньше). Но вот когда переводишь взгляд с героев на задники, появляются слёзы.

То ли разработчики потеряли исходные картинки в высоком разрешении, то ли какая-то японская примета мешает заниматься декомпиляцией (или как это там называется?), но превосходные в версии для PlayStation One рисованные декорации здесь дико пострадали от растягивания. Весь тот волшебный мирок, что я расписывал два абзаца назад, предстаёт в своём худшем виде. Ведь на PS4 его даже в оконный режим не переведёшь. Вдобавок почему-то не поправили мелкий, но надоедливый баг с музыкой, которая перезапускается после каждой битвы, хотя в оригинале композиции продолжали звучать с того момента, где прервались.

Наконец, к ремастеру прикручены трофеи и читы. Первые особого внимания не заслуживают, потому как получились довольно скучными, а вот вторые могут быть очень полезны для новичков. Ведь с их помощью можно избавиться от случайных битв, усилить атаки до 9 999 очков и ускорить игру в два раза. Базовые читы даже не влияют на трофеи, их можно включать и отключать в любой момент. Есть ещё возможность «прокачать» героев, их способности и кошельки до максимума, но эти «перки» как раз отключают возможность выбить «платину».

В целом уровень переиздания не впечатляет. Да, с нас не просят полную цену, но учитывая, что это уже второй выход на сцену, можно было бы и напрячься, хотя бы в мелочах. Правда, фанаты Square Enix знают, что «напрячься и сделать хорошо» — не про сегодняшнее состояние компании.

Дух «старой школы» живёт в Александрии

Разве что анимация боёв получилась чересчур долгой — камера облетает поле сражения, показывает подготовку к каждой атаке или заклинанию. Выкинь эти эпизоды, и сэкономишь полтора-два десятка часов. А «прокачиваться» здесь очень важно, ведь система умений выстроена вокруг экипированных предметов. Каждый меч или доспех позволяет использовать определённые способности, и чем больше битв с ним проведёшь, тем скорее герой научится использовать Fire или Cure даже без надетой вещи.

Есть в «девятке» и одна очень приятная современная деталь — нелинейный монтаж сцен. Иногда на экране возникает сообщение об Active Time Event, и мы можем выбрать, какую из параллельных сюжетных сценок хотим увидеть. Изменить события таким образом нельзя, но можно глубже понять происходящее и причины поведения тех или иных действующих лиц.

Другая беда в том, что семнадцать лет спустя «возвращение к истокам» не кажется такой крутой темой, потому что жанр серьёзно преобразился и живёт по новым стандартам. Более того, та же Dragon Quest VIII или даже серия Bravely не страдают от сюжетных и графических проблем, а предлагают примерно тот же опыт.

Читать еще:  Civilization 6 — Список лидеров: повестки дня, черты, способности и уникальные юниты

Девятая «финалка» — совсем не посредственная игра для своего времени. Но сейчас, после многих прекрасных JRPG, изменивших жанр, да ещё в таком виде, как на PS4, она выглядит своеобразным артефактом. Да, фанаты Зидана с Гарнет, почему-то пропустившие прошлые издания, или те, кто очень любит фэнтезийные японские ролёвки, просто обязаны вернуться в волшебный мир Геи. И они будут счастливы, ведь это всё ещё та самая сказка-путешествие, которую делали почти двадцать лет назад Хиронобу Сакагути (Hironobu Sakaguchi) и компания. Но всем остальным, пожалуй, стоит вспомнить, что на консоли есть переиздания седьмой, десятой и двенадцатой Final Fantasy.

Плюсы: дивный волшебный мир с эксцентричными персонажами; шикарный, завораживающий саундтрек; множество классических элементов сериала в одной упаковке; чит-коды для новичков.

Минусы: сюжетная логика не всегда обоснована, а герои слабо меняются; общее качество ремастера очень небрежное, декорации просто ужасны; анимация боёв затянута и быстро надоедает; игра несколько устарела в своей «старошкольности».

Обзор Final Fantasy IX

Но ниточка не порвалась. Наоборот: Final Fantasy IX её укрепила. Разработчики постарались сделать из девятой игры эдакий “мостик” между старыми (до FFVII) и новыми концепциями, в чём более-менее преуспели. Не то чтобы очень (получилось всё равно слишком вылизано и красиво), но вполне удовлетворительно. Изрядную долю местных идей вытащили прямиком из “старой” эпохи, добавили чего-то нового.

И вот, пожалуйста: свежий взгляд на уже, казалось бы, исчерпанную концепцию. Лучше всего описывает IX слово “удобная”. Да, новые персонажи. Да, новый мир. Но знакомые с предыдущими творениями Square без проблем их узнают. Интересно, как долго можно втюхивать публике одних и тех же героев, просто подредактировав их внешность тут и там? Хотя чего это я? Ответ очевиден: очень долго!

Нашим протагонистом станет Зидан, который может похвастаться чуть ли не самой странной внешностью в серии на тот момент. У него, например, есть чёртов обезьяний хвост! Внешность, впрочем, мало влияет на традиционно понятный и простой характер — отличный выбор для героя, грозящегося сопровождать нас целых четыре диска. Остальные же персонажи проработаны слегка неравномерно. Некоторым (скажем, принцессе Гарнет и Виви) посвящены огромные куски сюжета, когда другие (Фрея и Амарант сюда) совершенно не развиты, хоть и смотрятся весьма интересно. Остальные довольно стереотипны, потому их обсуждать не будем.

В лучших традициях Final Fantasy сюжет густо увешан всевозможными побочными ветками и интригующими деталями. Начинаясь с довольно простых идей, он развивается и “растёт” до более сложных по мере смены дисков, умело сохраняя плавный ход истории. Не всё так гладко, правда: множество неестественных и невероятных сюжетных поворотов капитально портят хорошие впечатления (я мог бы и привести несколько примеров, но лучше воздержусь от спойлеров).

Вообще, этот компонент игры изрядно “просел”, особенно в сравнении с прошлыми частями. Взглянем на, скажем, злодеев, представленных тут Брахне и Куджой. Ни первая, ни второй не смогли впечатлить меня, оказавшись вполне заурядными, неинтересными личностями. Особенно Куджа — воплощённая посредственность. Не так симпатичен, как Голбез, не дотягивает до опасного безумия Кефки, не так холоден, как Сефирот. Он неудачен даже без сравнения с антагонистами прочих FF. Геймеру никогда не поясняют мотиваций Куджи и не показывают его характер в деталях — возможно, потому, что таких мотиваций попросту нет. “Если мир не достанется мне, то он не достанется никому!” и всё.

Теперь о геймплее. Final Fantasy IX воскрешает систему “профессий”: у каждого персонажа здесь есть чётко определённый класс, соответственно которому можно изучать новые умения (Зидан — вор, Фрея — драгун, Амарант — ниндзя и так далее). Некоторые скиллы жёстко привязаны к классу и доступны лишь одному персонажу, а другие — нет. Заполучаются они, кстати, путём “одевания” особых предметов на героя и набора определённого количества AP в боях, чтобы повысить уровень этого предмета. Повысили — вуаля, скилл!

Также разработчики вернули обратно отряды из четырёх человек, к большой радости и удовольствию фанатов. Важным элементом боевой системы стал “транс”, после вхождения в который увеличивается на короткий период времени скорость протагонистов и вступают в дело прочие приятные бонусы. В меню сражения помимо хорошо всем знакомых опций Magic и Item появилась команда Skill. Угадайте, за что она отвечает? Ну и нельзя не отметить умелые намёки на связь с прошлыми частями путём внесения в мир маленьких, но столь знакомых элементов (чокобо, воздушные корабли, старый добрый Сид. ).

Может, сюжет не очень, зато атмосфера тут выдержана отлично. Меня всегда поражали 45-секундные треки из “старой” эры, и как раз к их стилю решил вернуться композитор. Вышло не то чтобы точно так же, но всё равно очень приятно. Я вообще не понимаю, почему он пытался переключиться на что-то другое. Свежий опыт? Или просто подчинение общему тренду традиционного для фильмов эмбиента (которого тоже хватает, кстати)? В любом случае, он правильно поступил, “вернувшись к истокам”.

Графика — это что-то невообразимое. Публике обещали возврат к “олдскульному стилю”, с чем я могу согласиться лишь частично. Да, мультяшный дизайн персонажей вполне подходит к такому определению, но и спрайтов в духе 16-битной эпохи здесь всё равно не найти. Лица персонажей подвижны, эмоциональны и отлично анимированы. Также тут полно FMV, убивающих на месте все дальнейшие попытки кричать об “олдскульности”. Вот только разве же это плохо? Или вы ожидали меньшего от Square? Сами FMV, тем временем, не просто красивы. Они ещё и прекрасно вписаны в сюжет, играя роль плавных переходов между разными его частями.

Я прошёл Final Fantasy IX, не заметив каких-то особых проблем. Сложность сохраняется на приемлемом уровне, для заинтересованных геймеров имеется горстка мини-игр (я их не изучал, чтобы сэкономить время). Глобальных недостатков назвать не могу. А, погодите, линейность происходящего часто раздражает. И необходимость прощёлкивать себе путь сквозь тонны диалогов. Но я уже как-то даже ожидаю такого от “Финалки”.

Final Fantasy IX не привносит в серию практически ничего нового, являя собой лишь рекомпиляцию удачных идей из своих прошлых инкарнаций. В сравнении с ними, при том, она много в чём проигрывает, оставаясь безоговорочным победителем лишь в вопросах графики (это, кстати, ещё очень зависит от личного мнения геймера). С другой стороны, я рад, что Square не стали совать в свой проект непродуманные фичи лишь “чтоб было и продавалось” (привет, FFVIII!), а вместо того потратили дополнительное время на его полировку и приведение в как можно более приятное состояние.

Если по существу, то мне очень понравилось и я получил множество удовольствия. Но меня мучит вопрос о том, достойна Final Fantasy IX моих похвал, или же я сейчас должен петь дифирамбы старым играм, из элементов которых она собрана?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: