10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Valiant Hearts The Great War

Valiant Hearts: The Great War: Обзор

Когда мы слышим словосочетание «игра по Первой мировой», какой жанр приходит нам в голову первым?

Вероятно, стратегия. Или тактический шутер. Все эти масштабные бои, смертоносный газ в качестве одного из типов вооружений, первые танки — благодатнейшая почва для хорошей военной стратегии с исторической подоплекой.

Valiant Hearts: The Great War — вроде бы и о том, и не о том одновременно. Тут постоянно массово гибнут люди, падают снаряды, пасторальный пейзаж заволакивает облаками иприта, но все это только фон. Фон для приключений нескольких «маленьких людей», чьи жизни попали в гигантскую военную мясорубку совершенно не потому, что кто-либо из них хотел быть героем.

Так что нет ничего удивительного в том, что новый проект Ubisoft Montpellier никакая вовсе не стратегия, а помесь платформера с адвенчурой: именно такой формат лучше всего подходит для того, чтобы рассказать историю, а не «понагибать» в окружении тех или иных декораций.

Нет никакой темной стороны

Жила себе мирная семья французских фермеров — глава семейства по имени Эмиль, его дочь Мари, ее муж Карл и их новорожденный сын Виктор. У них было все хорошо, они упорно трудились на своей земле, и ни одного из них совершенно не волновало, какой там процент французской, а какой — немецкой крови течет в жилах Карла.

Этот вопрос внезапно оказался животрепещущим, когда пришла война. Молодого мужчину забрали в ряды прусских вояк, а спустя некоторое время служить пошел и его тесть — только уже по другую сторону баррикад.

На войне Эмиль познакомился с Фредди, американцем, имеющим личные причины для того, чтобы страстно желать смерти одного немецкого генерала — барона фон Дорфа — и повсюду за ним гоняться. Позже к друзьям присоединилась юная медсестра Анна, которая отправилась на фронт, чтобы найти своего отца.

Вот и швыряет всю эту развеселую компанию из одной «горячей точки» в другую — в основном освещаются военные действия на территории Франции. Зловредный барон повсюду летает на дирижабле, убить его окончательно и бесповоротно никак не получается, а героям по дороге приходится уворачиваться от падающих с неба снарядов, вытаскивать из-под осколков раненых, не особенно разделяя их на «своих» и «чужих», оказываться на волосок от смерти и больше всего на свете мечтать о воссоединении со своей семьей.

Здесь действительно нет темной и светлой стороны. Нет хороших французов и плохих немцев или наоборот. Анна лечит всех подряд — и мирных жителей, и солдат, вне зависимости от цвета формы последних. Эмиль и Карл готовы спасать друг друга в любой ситуации. Впрочем, это не мешает главным героям оглушать караульных со спины или швырять зажженный динамит в укрытия пулеметчиков, если иначе никак не удается пройти. На войне как на войне — тут уж ничего не поделать.

Не разрывая на себе рубашку

Сценаристам удалось найти какой-то очень верный повествовательный тон — спокойный, выдержанный, почти будничный. Одна из грандиознейших трагедий ХХ века то рядится в нарочито дурашливые «одежды», то описывается сухой суммой фактов, то и вовсе проскальзывает вроде бы незначительным обрамлением сюжетных событий.

Анна едет на фронт в парижском такси под звуки канкана. Эмиль и Фредди весело выживают под артиллерийским обстрелом, а рядом штабелями валятся убитые солдаты. Герои часто заняты совершеннейшей «бытовухой»: скажем, поиском пера и чернил, необходимых, чтобы написать письмо домой. Вот только сосредоточиться на простых, относительно мирных задачах им не дают — планы каждый раз нарушает то вой сирен, то приказ идти в атаку, то просто очередная бомбардировка. Нам предлагают воспринимать происходящее как нечто неизбежное и привычное. Вероятно, примерно так относились к бомбардировкам и настоящие солдаты после нескольких месяцев сидения в окопах.

В этой обыденности, иногда граничащей с фарсом, как раз и заключается секрет, благодаря которому Valiant Hearts: The Great War производит такое сильное впечатление. В обыденности, а еще — в ощущении беспомощности перед военной машиной, с которой ни один из героев ничего не может поделать, как бы ни пытался. В конце концов, у них ведь даже нет оружия!

Эмиль повсюду ходит то с лопатой, то с гигантским черпаком. Максимум, на что он способен, — выкопать яму да стукнуть зазевавшегося патрульного этим своим нехитрым инструментом по затылку. «Фишка» Фредди — кусачки, которыми очень удобно перекусывать проволочные заграждения. Понятно, что на орудие убийства они тоже не тянут. Есть, правда, динамит и гранаты, но наши персонажи используют их преимущественно для решения головоломок. Перед огнестрельным оружием — да что там, даже перед обычным штыком или саблей! — герои беззащитны. Как беззащитны и перед законами бессмысленной и беспощадной войны. Теми самыми законами, что предписывают солдатам идти в атаку даже тогда, когда очевидно, что речь идет уже не столько об атаке, сколько о бойне.

Дайте мне рычаг — и я что-нибудь переверну

О сюжете, атмосфере и стилистике Valiant Hearts хочется говорить долго и взахлеб. Геймплей таких восторгов явно не вызывает. Разработчики используют достаточно шаблонные приемы организации игрового процесса, которые к тому же часто повторяются и, как следствие, быстро надоедают. «Платформерная» часть состоит преимущественно из экшен-сцен, связанных с убеганием из-под снарядов или своеобразными гонками на соответствующих эпохе транспортных средствах. Перепрыгивания с платформы на платформу в игре нет. Персонажи вообще не прыгают, если уж на то пошло.

«Адвенчурная» сторона геймплея представлена в основном задачками в духе «найти утерянную рукоятку от рычага, вставить ее на место и дернуть». Или «покрутить вентиль, чтобы опустить платформу, посадить на нее собачку, покрутить снова, чтобы поднять платформу». Повторять эти нехитрые манипуляции приходится бесчисленное количество раз в самых разных локациях. Интересные задания время от времени встречаются — скажем, не лишено некоторого изящества решение проблемы завалов в соборе Ипра, где нам придется кое-что сделать с колоколом, используя законы акустики. Но даже в таких, «нестандартных» случаях долго раздумывать над задачей не приходится — все элементарно, Ватсон. А если вдруг кому станет недостаточно элементарно, всегда можно воспользоваться встроенными подсказками, разъясняющими стратегию действий буквально на пальцах.

Кстати, мы не случайно упомянули собачку. Она здесь чуть ли не ключевой универсальный решатель проблем. Милый песик прибивается к Эмилю в самом начале повествования, впоследствии же с удовольствием служит и Фредди, и Анне, и Карлу. Четвероногий друг способен приносить предметы — те же рукоятки от рычагов и гранаты, например, — отвлекать врагов и пробираться через узкие лазейки, куда при всем желании не пролезет человек.

Вопрос перемещений и многомерности решен здесь довольно необычно в принципе. В целом игра двухмерна. Герои передвигаются только справа налево или слева направо. Однако многие двери, лазы и арки расположены не у правого края экрана, как это обычно бывает в аналогичных случаях, а в глубине. То есть игрок оказывается лицом к проходу, а не боком. Стоит «активировать» такую дверь — и персонаж мгновенно оказывается в другой локации, которая часто представляет собой нечто вроде заднего плана предыдущей картинки. Такой подход позволяет создать ощущение объемности изображаемого мира, даже несмотря на полное отсутствие какого бы то ни было 3D.

Звуки и запахи войны

При первом знакомстве с Valiant Hearts может сложиться впечатление, будто своеобразная «мультяшная» графика, граничащая кое-где с откровенной карикатурой, чересчур несерьезна для попытки создать панораму нескольких страшных лет Первой мировой. Но чем глубже мы ныряем в созданную разработчиками атмосферу, тем очевиднее становится, что этот визуальный стиль тоже отлично работает на общую идею. Грубо, несколькими штрихами очерченные лица героев как нельзя лучше подходят для «маленьких людей», затерянных в кровавом тумане войны. Нарочитая небрежность линий, из которых складываются местные ландшафты, на самом деле оборачивается мельчайшей прорисовкой деталей и обширными военными панорамами, подчас — на фоне подчеркнуто идиллических пейзажей. Бесполезные для игрового процесса коллекционные предметы, разбросанные по укромным закоулкам, — живые фрагменты эпохи, потому что за каждой вещицей стоит небольшая историческая справка. Часть таких находок — это письма, реальные тексты писем, которые писали солдаты с фронта своим родным и близким.

Наконец, невозможно не сказать хотя бы пару слов о звуковом оформлении. Если сюжет и графика составляют половину атмосферы, то вторую половину можно по праву счесть заслугой композитора и звукорежиссера. Диалогов в привычном понимании здесь нет, но персонажи то и дело произносят небольшие фразы на разных языках. Каждый — на своем. Мы идем по полуразрушенному городу и слышим, как в одном углу какой-то человек отчаянно зовет на помощь, в другом — плачет ребенок, в третьем — стонет раненый, и на все это накладываются звуки пулеметных очередей и воющих сирен. Война не способна на разборчивую речь, но ее отчаянные голоса слышны повсюду. Голоса, рядом с которыми звучит чудесная и всегда очень уместная музыка — то тревожная, то пронзительно-печальная, то дурашливо-гротескная.

Читать еще:  The Franz Kafka Videogame

Valiant Hearts: The Great War — тот самый парадоксальный случай, когда игру нельзя назвать потрясающей потому, что геймплей здесь — самое уязвимое место. Но в то же время было бы неправильно отказать творению Ubisoft Montpellier в праве именоваться потрясающим в глобальном смысле слова. Разработчикам удалось рассказать историю о людях в эпоху Первой мировой без удушающего пафоса и пронафталиненной выспренности. Рассказать так, что зацепило.

Плюсы: по-настоящему берущая за душу история; безупречно выдержанная стилистика и атмосфера; удачный саундтрек; оригинальная графика; тщательно подобранная коллекция исторических фактов.
Минусы: несколько однообразный геймплей.

Valiant Hearts: The Great War

Близкие по духу

Как надо рассказывать о войне? Можно с привычным трагическим надрывом: ведь каждая ее жертва достойна скорби. Можно увидеть в войне опасное, но захватывающее приключение, ведь именно здесь человек показывает, на что способен в экстремальной ситуации. А можно попытаться совместить и то и другое. Рискованно? Не то слово!

Ubisoft Montpellier ступила на весьма шаткую тропинку, решив делать игру о войне в жанре приключенческого квеста-платформера. Почти не охваченная в играх тема первой мировой еще усугубляла риск: ведь пристальное внимание обеспечено, и малейшая фальшь непростительна. Впрочем, этому подразделению Ubisoft не привыкать к смелым решениям.

O доблестях, о подвигах, о славе

Пожилой фермер Эмиль и его зять, этнический немец Карл, оба попали на войну. Оба по принуждению и поэтому оказались по разные стороны фронта. Теперь главное для Эмиля – найти Карла и убедиться, что он жив и с ним все в порядке. А Карл мечтает лишь об одном: вернуться домой, к жене и маленькому сыну.

Бравый доброволец, американец Фредди, напротив, чувствует себя в гуще боя как рыба в воде. Но и его привели на войну не поиски славы и почестей. У него – личные счеты с немецким генералом, бароном фон Дорфом. А дома у Фредди остался младший брат, и военная машина уже подбирается к нему: когда Америка вступит в войну, младший тоже отправится в Европу.

Анна училась в Париже и мечтала стать ветеринаром. Но теперь ей приходится спасать раненых, вытаскивая их с поля боя. Она не хотела воевать, но ее отца, бельгийского ученого, схватили немцы. Сейчас он находится в ставке фон Дорфа, занимается разработкой убийственных машин. Нельзя оставлять его там.

С четырьмя героями мы проходим через всю войну на Западном фронте, с первого ее дня и до последнего. Эти четыре судьбы переплетаются, как струйки ливня на стекле: герои встречаются и расстаются, спасают друг друга и теряют, справляются с трудностями вместе и врозь, пытаются выжить и заботятся о друзьях. Эти слова относятся к ним: доблестные сердца, Valiant Hearts, строчка из стихотворения Джона Аркрайта, которое было посвящено павшим ирландцам, но стало гимном и реквиемом всем жертвам первой мировой.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Поначалу говорилось о пяти героях, но британский летчик Джордж в финальной версии игры упоминается всего лишь раз. Не долетел?

Еще один участник событий: пес-санитар, который тоже потерял «своих» и прибился к Эмилю. Отважный и умный, он становится прекрасным компаньоном каждому, с кем сводят его события игры: он может принести нужный предмет из недоступного закоулка, отвлечь охранника и даже нажать на рычаг.

Я мечтаю вернуться с войны

Неуютная двойственность проявляется в игре буквально с первых секунд. Смешные коротконогие человечки неуклюже передвигаются по двумерному фону, старательно топая крошечными ботиночками. Новобранцы умилительно беспомощны, офицеры гротескно крикливы. Снаряды устраивают на нарисованной земле взрывы, выдранные из бюджетного комикса. И все это — под настолько драматически печальную музыку, что сразу становится как-то совсем не смешно.

Мультяшные локации между тем обозначают вполне реальные территории войны. Впервые, пожалуй, мы осознаем это под Ипром, старательно проводя Эмиля меж клубов смертоносного газа. Но можем догадаться и раньше, если залезем в журнал поинтересоваться, что за блестящую штучку мы только что подняли с земли. Привычные записочки, монетки, сувениры складываются в коллекции военных воспоминаний. И вот самое главное: все они реальные. Настоящие. Подлинные.

Сюжет Valiant Hearts основан на письмах с фронта Феликса Шазаля, французского солдата и, говорят, прадедушки одного из разработчиков. Но не только на них. Едва у нас в голове появляется мысль: «Ну и напридумывали же!» — в уголке экрана начинает мигать значок, означающий, что в соответствующем меню появились новые записи. Очередная страница энциклопедии первой мировой продемонстрирует, что придуманного в игре не так уж и много. И доказывают это фотографии, документы, свидетельства, военные сводки. Вот вам танки, вот боевые дирижабли, вот успехи военно-полевой медицины, вот рапорты о потерях. А рядом – настоящий музей. Письма и телеграммы, солдатские жетоны и оружие, вырезанные из обломков снарядов сувениры. Некоторые «экспонаты» довольно неожиданные: например, частый гребешок, которым солдаты вычесывали вшей, носки, пропитанные адской смесью воска и формалина (так пытались защититься от обморожений), сделанное вручную подобие противогаза – применение химического оружия застало союзников врасплох.

Детали копятся и копятся, пока под ними, как под лавиной, не рушатся остатки недоверия и отстраненности. Эти смешные игрушечные солдатики умирают самой настоящей смертью. Жизнь этих нелепых горожан разрушена навсегда. Эта нарисованная земля не скоро залечит свои раны.

Нужно не только мастерство, но и огромная душевная чуткость, чтобы рассказать о великой трагедии забавными яркими картинками.

Не стреляй!

Самый простой путь – сделать про войну эдакий ураганный шутер. Самый сложный – вообще не давать героям в руки оружия. Все наши «доблестные сердца» за все время игры ни разу не запятнают себя убийствами. Вырубить охранника голыми руками – это не в счет, да и подбить гранатой вражеский дирижабль – тоже.

Свои проблемы герои решают как можно более мирным путем, ремонтируя механизмы, отыскивая путь к цели, устраняя препятствия в виде завалов и запертых дверей. И это может показаться скучным – но нет, игра не дает нам заскучать, умело балансируя элементами жанров и с виртуозной скоростью меняя места и задачи.

Вот мы мчимся под обстрелом, уворачиваясь от снарядов и пулеметных очередей. Вот тренируемся метать гранаты – героям часто приходится швырять в цель динамитные шашки, яблоки, деревяшки, камни и помидоры. Устали от опасности? Подумайте, как спасти вон того парижанина, застрявшего в разбомбленном доме. А как насчет решить головоломку, одновременно прячась от охранников или спасаясь от струй пламени? Отлично, теперь схватка с боссом — сможете понять, как использовать сломанный орган, чтобы прогнать его с позором? Осторожно, он будет отстреливаться! Помогите Анне спасти раненого, последите за его пульсом. А теперь – сюрприз: промчимся на всех скоростях на парижском такси, объезжая преграды и уклоняясь от бомб, падающих в ритме чардаша, венского вальса или зажигательного канкана.

Мирный Париж начала войны и разрушенный Ипр, мрачный форт Дуомон и заснеженный Вобекур, напичканные тротилом туннели Вокуа и лагерь военнопленных. Из каждого значимого военного события вырван самый яркий кусочек, из карт военных действий взяты самые запоминающиеся места. Историю первой мировой мы видим глазами наших героев. И чем дальше идем, тем яснее становится, что любой исход не будет счастливым здесь, на земле, устланной трупами врагов и друзей. Вот милый доктор радостно играет с собакой: он скоро погибнет. Вот Эмиль ведет добровольцев: они умирают один за другим, чтобы мы могли пройти дальше.

Для Российской империи история первой мировой перетекла в историю революции и гражданской войны – и почти вытеснилась ими. И вот теперь французская компания расскажет нам то, о чем мы не знали, а может, позабыли вместе с другими уроками истории. Этот мы запомним, ведь рассказчики – талантливые и неравнодушные люди.

Valiant Hearts: The Great War

Valiant Hearts: The Great War – приключенческая игра с исключительным дизайном. Погрузитесь в страшную атмосферу Первой мировой войны! Помогите выжить своим героям в трудное время, решая головоломки и пробираясь среди окопов и траншей в тыл врага. Вашим верным помощником будет пес Уолт. Сюжет игры является вымышленным, однако вы сможете посетить несколько реальных известных мест и наблюдать за важными сражениями на Западном фронте.

Оценка редакции
Оценка пользователей

Требования к v 1.0.4

  • Версия ОС: Android 4.0+
  • Интернет: требуется для первого запуска
  • Доступна загрузка кэша через приложение
  • Требуется свободного места: 875 Mb

Скачать игру Valiant Hearts: The Great War

v1.0.4 Русская озвучка

Кэш к игре Valiant Hearts: The Great War: папки из архива распаковать в /Android/obb/
— должно получится так /Android/obb/com.ubisoft.adventure.valiant_hearts/
— установить apk, запустить игру!

Читать еще:  RaidCall - Программа для голосовой связи с игроками, голосовая связь геймеров, игровой чат

Скачать КЭШ через торрент

Дата обновления: 09 августа 2017

  • ANTIN
  • BraveAmbush
  • Aksel Manyface

Похожие

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии,

Скачал apk и кэш. Сделал как написано. Всё сразу заработало. Honor 9x.

Чо делать у меня вылезает меню з находками на половину экрана.

У кого не запускается, качайте апк, кэш игра сама скачает.

я скачал apk, кеш установился а потом чёрный экран и вылет. что делать? у меня honor 8A

Блин я распаковал кэш в obb через ES проводник, но игра требует обновления

Игра безусловно хорошая, но есть один минус. Я заебался искать эти грёбанные предметы;) И да в конце я плакал.

Гавно а не игра бравл старч лучше

Чиловек, смешной рофл(нет).

Тук тук, ета не рофл ета правда бравел старс лучше

Чиловек, ну если это не РОФЛ, тогда держи, ты заслужил.

[только авторизованные пользователи могут видеть прикрепленные файлы]

Чиловек, пхахаха ты серьёзно, как можно сравнивать valiant hearts сраный шедевр с игрой браво которая упала на дно с донатом и дизбалансом, и если ты не знал почти все новые герои в бравле якобы почти является плагиатом оригинальных мульт-персонажей

Чиловек, откуда вы берётесь то? Не важно, рофл, не рофл, в обоих случаях ты дол#оеб

Пацаны это байт на срач, не ведитесь

Чиловек, иди тогда свой бравел старс играй,
правильно пишется человек а ни чиловек, школьник

Чиловек, быдло-тролль detected. Расходимся, народ, драмы не будет.

Чиловек, ну и иди играй дальше в свой «бравл старч», а не сиди на форумах, не дорос до них ещё.

Игроман1, сам ты школьнек далбайб

Чиловек,хочешь скажу правду?
Бравл Срус говно говна,а эта игра великолепна во всем!

user527044, сам та гавно панос дауе у тибя мама у миня на хуе ахаххаахх

Чиловек, интересно кто вас там в садике таким словам учит?😂

Чиловек, иди лучше учи русский язык а не играй в сравл бтарс

[только авторизованные пользователи могут видеть прикрепленные файлы]

Офигенная игра, но после приобретения планшета марки Хуавей игра не хочет устанавливается, просто черный экран и вылет. И как я понял это проблема Huawei & Honor, можете подсказать решение?

Одна из лучших игр на андроид. Эта игра показывает весь страх войны, боль атмосферу. Ещё у неё великолепный сюжет. 10 мужских слёз из 10

Сержант Дорнан, пхе. Ты это серьезно сейчас. Уважаемый, никакая игра не сможет показать реальную войну такой, какой она есть.
Я не спорю, Valiant Hearts хороша, но не настолько ведь. Более того, игры есть для того, чтобы расслабиться, а не показывать что-то до тошноты реалистично. PUBG, CS GO. Просто онлайн-пострелушки. Они не обязаны быть реалистичными. Ты играешь в них, чтобы расслабиться.
Valiant Hearts — игра сюжетная, она показывает войну более реалистично, но. Не настолько ведь.
«Донат, орущие школьники. Вот мой вывод: не играйте в Csgo, играйте в эту игру.»
Да, там есть и первое, и второе, и переизбыток их серьёзный. Но это не тот случай, чтобы указывать кому-то, во что играть.
«10 мужских слёз из 10»
С этим согласен. Сложно не согласиться.

Valiant Hearts The Great War скачать торрент (последняя версия)


Valiant Hearts: The Great War – это очень необычная квест-головоломка в сеттинге Первой Мировой войны, в которой вам придется решать головоломки, выполнять различные поручения, участвовать в боевых действиях и выживать…

На самом деле эта игра впитала в себя черты самых разных жанров, и при этом пропагандирует в первую очередь драматизм и человечность. По сюжету вы будете играть за парня по имени Карл, который в разгар войны был выдворен из Франции и разлучен со своей семьей. В итоге Карл оказывается на войне, там он обзаводится друзьями и союзниками, находит тестя, и в конце концов совершает немало хороших поступков. Что же до концовки, так о ней вы сможете узнать лично, пройдя Valiant Hearts: The Great War от начала и до конца.

Что до геймплея, так в его основе в первую очередь лежат интерактивные головоломки, в основном физического типа. На каждой локации вас будет ждать как минимум с десяток таких головоломок: где-то решение головоломки позволит вам спасти пса, который станет вашим другом в будущем, а где-то разрезать проволоку и спастись. И таких вариантов в этой игре довольно много.

Неотъемлемой частью этой игры являются и кат-сцены с диалогами с различными персонажами. Одни будут идти сами по себе, без участия игрока. В других же игрок сможет поучаствовать лично. Таким образом создается иллюзия влияния игрока на сюжетную линию, хотя несмотря на решения и действия игрока, концовка все равно будет одинаковой.

Кстати говоря, вам будет приятно узнать о том, что весь игровой процесс и сюжетная линия построены на основе исторических событий. Персонажи также реальны, и их истории взяты разработчиками и сценаристами из их писем, найденных после войны и до сих пор хранящихся в музеях мира.
У нас вы можете скачать Valiant Hearts The Great War торрент последнюю версию бесплатно на компьютер.

Установка
1. Установить, смонтировав образ
2. Скопировать содержимое папки «PROPHET» в папку с установленной игрой, заменить.
3. Играть Системные требования
ОС: Windows XP, Vista, 7, 8, 10
Процессор: Intel Pentium 4 (3 ГГц) / AMD Athlon64 3000 (1.8 ГГц)
Оперативная память: 2 Гб
Видеокарта: nVidia GeForce 8800 GT / AMD Radeon HD2900 XT (512 Мб)
Место на диске: 2 Гб

Год выхода: 2014
Жанр: приключения, аркада, платформер, инди
Разработчик: Ubisoft Montpellier
Тип: Лицензия
Версия: v1.1.150818 — полная версия (Последняя)
Язык интерфейса: русский, английский
Язык озвучки: русский, английский
Таблетка: Присутствует (PROPHET)

Valiant Hearts: The Great War — Факты. Часть 1

Подарочная аптечка

Подарочная аптечка, в состав которой входит шприц, набор игл, ампулы с кокаином и героином. Такие наборы родственники присылали солдатам британской армии, которые сражались на фронтах Первой мировой войны.

Вспоминая старый бородатый анекдот

Автор: Михаил Ломако.

С чем ассоциируются чистки рядов, разведданные о скором нападении, которым не верят, шпиономания, паника, и расстрелы перед строем, когда всё-таки нападут? Конечно же это итальянская армия в боях у Капоретто, описанных Эрнестом нашим Хемингуэем. Именно эти бои породили старый добрый анекдот про вступление Италии во вторую мировую, который перескажу в конце заметки для тех, кто не знал или забыл.

За 28 месяцев войны Италия совершила 11 крупных наступлений на своих бывших союзников австрийцев, но успехи были весьма скромные. Альпы, служившие границей, плохо подходили для манёвренной войны, сказывалась нехватка оружия и боеприпасов и “болезни роста” — с 870 тысяч в 1915-м году армия выросла до 2 млн. к 17-му году. Усугублялось всё тем, что главком Луиджи Кадорна нещадно изгонял всех, кто ему не нравился. С мая 1915 по октябрь 1917 года в отставку отправлено 217 генералов, 335 майоров при том, что кадровых офицеров отчаянно не хватало. Продвижение на узком фронте на 20-40 км. обошлось в потерю 800 тысяч солдат.

Австро-Венгрия отбилась ценой 600 тысяч бойцов, но за 3 года войны страна истощилась. Только на восточном фронте потеряно 2,7 млн., из них половина сдалась в плен. Армию охватила эпидемия дезертирства, солдаты с оружием в руках переходили на сторону врага. Германия решила помочь освободившимися на востоке войсками и перебросила 14-ю армию фон Белова покарать бывшего союзника по тройственному союзу.

С сентября в строгой секретности шла переброска войск и подготовка — передвижения только ночью, немцы переоделись в австрийские мундиры, истребители вычистили небо от итальянских разведчиков, пристрелка артиллерии маскировалась беспокоящим огнём. Кадорна отдал приказ о переходе к стратегической обороне, но главком основной 2-й армии Капелло его проигнорировал. Готовились к очередному наступлению на реке Изонцо, и отводить артиллерию в тыл не хотелось. В опасной близости к фронту, на 1-й линии, сосредоточили свыше половины итальянских сил. Разведка и дезертиры докладывали о готовящемся наступлении, но им не верили. Лишь 22-го октября стало понятно, что готовится что-то серьёзное, но до катастрофы осталось 2 дня и предпринять ничего не успели.

Для атаки подготовили 7 немецких и 7 австрийских дивизий, 1922 орудия и миномёта, тысячу газомётов. Им противостояло 25 дивизий и 3 тысячи орудий, объединённых во вторую армию. Соотношение сил не позволяло надеяться на серьёзный успех, немцы собирались опробовать новую наступательную тактику Оскара фон Гутьера на второстепенном фронте и поколотить заодно своего вероломного союзника. По самым оптимистичным прогнозам планировалось дойти до реки Тельяменто и вбить клин между 2-й и 4-й итальянскими армиями, чтобы заставить их отойти с выгодных оборонительных позиций.

24-го ночью в сильную метель началась артподготовка. Новая тактика артиллерийской пристрелки позволила за несколько часов подавить основные артиллерийские позиции, командные пункты и пути сообщения. Метель скрыла химическую атаку, и тысячи защитников задохнулись буквально за минуты. Появившиеся из ниоткуда штурмовые части сходу брали неприступные позиции, закидывая гранатами и беря в плен тысячи бойцов. Уцелевшие итальянцы бежали в тыл, рассказывая всем про пережитые ими ужасы. Заградительный огонь не открывался, т.к. артиллеристы не отличали немцев от своих, пока те не начинали их расстреливать в упор. 5 из 7 дивизий резерва главного командования бросили в контратаки, но без разведки и артподготовки они закончились окружением и разгромом. Вместо организованного отхода к Тельяменто Кадорна отдал приказ “Ни шагу назад”. Большинство дивизий его проигнорировали, но самые боеспособные части остановились и попали в окружение.

Читать еще:  Tormentum: Dark Sorrow

Организованное сопротивление прекратилось в первый же день. 12-я силезская дивизия прошла за 24-е октября 27 километров через альпийские леса не встретив ни одной оборонительной позиции. Высшее командование итальянской армии охватила эпидемия самоубийств. Уцелевшие не понимали, что им делать. К 26-му числу все крупные соединения отходят. “Немногие имеющиеся дороги забиты войсками, парками, транспортами и грузовиками, движущимися в обоих направлениях, а также повозками, сопровождающими толпы беженцев. На огромном пространстве бушуют пожары: горят бесчисленные, поспешно брошенные барачные городки, склады и устройства; тут и там взрываются склады боеприпасов. Зрелище потрясающее”. Продовольственные склады подвергаются разграблению. Увлечённые грабежом воинские части окончательно расстраиваются. Продвижение врага затруднялось только закупоркой дорог, загромождённых транспортами, войсками и партиями пленных.

Неожиданный успех заставил австро-германцев расширить свои планы в сторону захвата мостов через Тельяменто, чтобы опередить итальянцев по пути к Пьяве. Миллион солдат, 5 тысяч орудий и 400 тысяч беженцев отступали на фронте всего в 50 км. и будь у немцев мобильные части, способные их обогнать, можно было рассчитывать на полную победу и выход Италии из войны. 3-го ноября переправа была взята, но артиллерия безнадёжно отстала, снабжение велось за счёт трофеев, а ударные части задерживались захватом 180 тысяч пленных. Наступление продолжалось по инерции, т.к. противник просто не находил в себе сил остановиться, пока не переправился через полноводную Пьяве, оставив к 11-му ноября ещё 85 тысяч пленных и множество военного имущества.

Только отход за полноценную водную преграду километровой ширины и прибытие 11 англо-французских дивизий позволило наконец-то остановиться. К тому времени итальянская армия сократилась с 65 до 33-х дивизий, потеряла 40 тысяч убитыми и раненными, 265 тысяч пленными, 5 тысяч орудий и миномётов, 3 тысячи пулемётов. Австро-германцы отделались двадцатью тысячами убитых и раненных, получив взамен бесценный опыт и массу трофеев. В далёкой перспективе национальное унижение осени 17-го года привело Италию в один лагерь с побившими их немцами, породив бородатый военный анекдот:

В немецком генштабе:

— Гер генерал, Италия вступила в войну

— Не проблема, пошлите против нее десять дивизий

— Гер генерал. она наш союзник.

— А вот это уже хуже, пошлите ей на помощь двадцать дивизий и танковый корпус.

Остатки оборонительных позиций на горе Коловрат в наше время.

Автор: Михаил Ломако (@StarLom).

Личный хештег автора в ВК — #Ломако@catx2, а это наш Архив публикаций за февраль 2020

Последнее лето второго рейха

Автор: Михаил Ломако

21 марта 1918 года, 102 года назад Германия перешла в своё последнее наступление, чтобы последним ударом добить врага, который четвёртый год морил её блокадой. Давайте мы вспомним прекрасные дни, как против Антанты сражались они.

Со школы все знают, что войну проиграли ещё в 14-м, но тогда об этом не знали. Всё было хорошо. Восточный фронт рухнул. Италия после разгрома у Капоретто из войны не вышла, но держалась на французских дивизиях, занявших изрядный кусок фронта. На Салоникском фронте большая часть 600-тысячной группировки союзников вымирала от холеры, не доставляя особых беспокойств врагу. Даже на море дела шли неплохо — только за 17-й год потопили 6,5 млн. тонн при том, что у британцев на начало войны было 20.

Хуже дела шли и турок, но они пока держались. Главное, что на западном фронте наконец-то можно победить! После нивелевской бойни французская армия деморализована, воевать больше не хочет, а британцы в наступлениях 17-го года обескровлены. Что ещё нужно?

Нужно ещё уметь прорывать позиционную оборону. Весь предыдущий опыт западного фронта говорил, что задача неразрешимая. Только опыт этот был антантовский, а у тех никогда ничего не получалось.

До появления танков главной тактикой было долбать немецкие окопы неделями артиллерией с надеждой, что на их месте образуется свободная дорога. Немцы спокойно ждали на запасных позициях, а потом отбивались от тех, кто не переломает ноги в воронках от своих же снарядов. С появлением танков появился шанс на успех внезапной атаки, но общая картина изменилась не сильно. Если наступление, значит десятки тысяч орудий и двухнедельная артподготовка, а значит, тевтоны 100% и резервы подтянут и запасные позиции подготовят.

Немцам так не хотелось, и они придумали бета-версию блицкрига под названием “Гутьеровская тактика”. Смысл в том, чтоб не шуметь и быстро подтянуть к нужному месту ударные части с мощной артиллерией. Пусть не так много, зато внезапно. Артподготовка короткая, но мощная — мы их замочить успеваем, а они что-то понять нет. Дальше в атаку идут штурмовики, добивая вконец офигевших защитников. Артиллерия бьёт вглубь, создавая огненный вал. Если где-то сильно сопротивляются, то плевать на них. Обходим и идём дальше — недобитками займутся другие.

Под Ригой и на реке Капоретто тактику отрепетировали, сработало на ура. Чтоб совсем удивить, Эрих Люддендорф придумал маятниковую стратегию — побеждаем в одном месте и пока враг туда резервы перебрасывает, бьём в другом. Планировалось за несколько атак раскачать фронт, перейти в общее наступление и отрезать британцев, отступающих к портам Ла-Манша от французов, защищающих Париж. Через 20 лет сработает.

21-го марта немецкие 3-я и 5-я армии начали первое наступление — операцию “Михаэль”. Ударили как раз в стык между англичанами и французами и пробили между ними изрядную брешь. Шло всё прекрасно — англичане отходят к Ла-Маншу, французы на юг, в плен сдаются десятками тысяч, множество трофеев. Вышло всё слишком хорошо — как в 14-м году немцы увлеклись избиением дрогнувших врагов и забыли про стратегию. Наступление затянулось, внезапность сошла на нет, выводить штурмовиков для следующих атак начали с опозданием. В качестве конфетки — у врага минус четверть миллиона бойцов, 1300 орудий и 200 танков.

9-го апреля началось второе наступление в районе реки Лис. В качестве цели были порты Кале, Булонь и Дюнкерк, захват которых отрезал бы британцев. Наступать начали на фронте, где стояла всего одна португальская дивизия, которую прошли ножом сквозь масло, а резервов свежих не было — все уехали отбивать “Михаэль”. Началось опять всё прекрасно, до портов не дошли всего двадцать километров, но «не шмогла». Наступать через опустошённую местность было трудно, подкрепления и припасы подвозить не успевали, а врага снабжали по ровным дорогам, которые до этого тысячами орудий не утюжили. Через 3 недели пришлось остановиться. Потери с обеих сторон по 110 тысяч.

Через месяц началось третье наступление “Блюхер-Йорк”, в этот раз на Париж, хотя цель была отвлечь резервы, чтобы оголить Фландрию и разбить наконец-то англичан. Место для удара выбрали опять удачно, по традиции всех разбили и 3-го июня с расстояния в 56 километров уже обстреливали столицу из пушки “Колоссаль”. 6-го числа остановились на реке Марна, но задачу выполнили — переполох был знатный, резервов отвлекли изрядно. Союзники потеряли 137 тысяч бойцов, немцы — 130, но штурмовиков всё меньше, а заменить сложно. Туда брали лучших. Сказывалась и нехватка снабжения — наступления тормозились грабежом союзных складов, которые манили оголодавших немцев куда сильнее, чем вражеские пулемёты.

4-е наступление “Гнейзенау” (с 9 по 13 июня) закончилось уже ничем. Внезапности не добились, оборону не прорвали, 30 тысяч солдат потеряли напрасно. Враг тоже лишился 35 тысяч, но к ним ежемесячно прибывало 300 тысяч свежих американцев, вести войну на истощение бесполезно. В качестве последнего рывка до 6-го августа шла 3-я битва на Марне, которая тоже завершилась ничем. Хотя союзники опять потеряли больше войск — 165 тысяч против 139 тысяч немцев. Дальше только оборона, борьба на истощение и капитуляция.

Сложно сказать, был ли у Германии хоть какой-то шанс. Генералы слишком долго наступали вместо того, чтобы вывести войска и бить в новом месте, как того требовал план. Солдаты не могли сделать всё, что от них требовали, т.к. ждали от них слишком много. Союзники сражались лучше, чем ожидалось. Американцы приплыли слишком быстро и воевали лучше, чем ожидалось от новобранцев.

Главной же бедой было то, что прорвав фронт, немцы не могли развить успех из-за недостаточной мобильности. Кавалерия осталась на востоке, танков единицы, да и те еле ездят. Наступающие шли и снабжались через воронки и траншеи, выйти врагу в тыл и разгромить его на марше просто не успевали. Всё это привело к созданию моторизованных частей, которые в 40-м сделают с союзниками всё то, что не смогли их отцы в 18-м. Но это уже совсем другая история.

Автор: Михаил Ломако (@StarLom).

Личный хештег автора в ВК — #Ломако@catx2, а это наш Архив публикаций за февраль 2020

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector